Легенда о гвоздике

Легенда о Гвоздике

Огневых гвоздик монисты
Под разливами ветров
Рассыпаются как искры
В пёстрой зелени лугов.

Гвозди;ка (лат. Di;nthus) – род многолетних растений семейства Гвоздичные (Caryophyllaceae). Травянистое дикорастущее и садовое растение с цветками разнообразной окраски. Родовое латинское название Dianthus происходит от греч. ;;;;- родительный падеж от ;;;; – Зевс, и ;;;;; – «цветок»: цветок Зевса; дано растению К. Линнеем по красивым цветкам. Гвоздика – красивое многолетнее цветущее растение, которое относится к отделу цветковые, классу двудольные, порядку гвоздичноцветные, семейству гвоздичные, роду гвоздика (лат. Dianthus). Одноголовая гвоздика знакома многим, и как раз ее вы можете заказать у нас. Крепкий зефирный бутон, огромное разнообразие оттенков, высокая стойкость – это все про нее. Помимо классической одноголовой существует еще множество видов гвоздик. Вот лишь некоторые из них: гвоздика китайская, гвоздика кустовая, гвоздика луговая или полевая, гвоздика турецкая, бородатая Название получила в народе за прицветные реснитчатые листочки, имеющиеся у каждого цветка, гвоздика альпийская – альпинарий, гвоздика перистая с необычными махровыми лепестками.
Гвоздика привезена в Европу из Туниса, а родиной её являются Молуккские острова (Индонезия). Слово «гвоздика» заимствовано из немецкого словаря, так она именовалась за сходство аромата с заморской пряностью – высушенными бутончиками гвоздичного дерева.
В народе цветок с любовью и очень ласково называют полевыми слезками, искорками, звездочками, зорьками, девичьей травой. Карл Линней (шведский естествоиспытатель и врач) назвал гвоздики диантусами, соединив два греческих слова «ДИОС» и «АНТОС», что означает «божественный цветок». Назвал их так потому, что изучал сочинение древнегреческого ученого Теофраста «Исследование о растениях», где гвоздики именуются цветами Зевса. Растение это славится не только как красивый легендар¬ный цветок: ароматное масло гвоздики применяется и в пар¬фюмерии, и в медицине.
Как дезодоратор гвоздика использовалась еще в III веке до нашей эры.
– Придворный этикет Китая предписывал перед встречей императора жевать гвоздику, чтобы иметь при разговоре приятный запах.
– Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображе¬ние вошло в государственный герб, а девушки считали гвозди¬ку посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прика¬лывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей. Гвоздика так пришлась по вкусу, что во время ее цветения не бывало раньше народного праздника, когда молодые итальянские крестьянки не украшали бы себе ее цветами грудь и не закалывали бы ее пунцовых цветов в свои черные волосы. И здесь цветок этот слыл всегда за талисман любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно было видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти. В Болонье же гвоздика считается почему-то цветком апостола св. Петра, и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшали все церкви и весь город. Введенная в Италию столетием раньше, чем в Бельгию, гвоздика здесь так прижилась и размножилась, что считается многими за дикое итальянское растение, и только историческая запись, что она была возделываема в 1310 году Матвеем Сильватика в числе привезенных с востока растений и затем разведена в садах Медичи, показывает, что это растение не туземное.
– Французские девушки, провожая парней в армию, также дарили им гвоздики, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.
– В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стой-кости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Лео¬нардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. В Англии гвоздика появляется лишь в XVI столетии и с первого же своего появления завоевывает симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Первым, начавшим разводить гвоздику в Англии, был придворный садовник Герард, получивший ее из Польши. Это было в 1 597 году. Прославившийся ее разведением садовод Паркинсон делит их на махровые – carnation и на мелкие, простые – gilly flowers. Среди этих сортов особенно нравился в то время «Sweet William», названный им так в честь Шекспира, который в своей «Зимней сказке» заставляет говорить о гвоздиках Пердиту: «Прелестнейшие цветы лета – это махровые гвоздики и пестрые гвоздички». О гвоздике не раз упоминают также и другие знаменитые английские поэты: Чосер, Мильтон, Спенсер. Воспевая флору, они никогда не пропускают случая воспеть и гвоздику с ее божественным запахом.
– В Испании гвоздика играла не меньшую роль в жизни молодых людей, чем в Италии, особенно же в Валенсии, где ее даже искусственно заставляли цвести почти круглый год. Наибольшую ценность она имела здесь в декабре, когда за один цветок галантные кавалеры платили большие деньги. Поднести подобный цветок в это время прелестной донье считается верхом любезности. Гвоздики эти, хотя и все красные, имели, однако, несколько разных оттенков, которые служили для влюбленных испанцев способом переговоров и назначения времени свидания. Выходя из церкви, прелестная донья, как бы невзначай, откидывала край своей мантильи и показывала следящему зорко своему кавалеру пришпиленную на груди гвоздику, по оттенку которой он узнает час, когда ему можно будет свидеться с ней.
Сопутствующая ей дуэнья делала обыкновенно вид, что ничего не замечает – и она была молода, и она в свое время переговаривалась посредством гвоздики.
– Корейские девушки с помощью цветов гвоздики гадают на свое будущее. Они вплетают себе в волосы 3 цветка. Если первым увядает верхний – у нее будет тяжелая старость; если средний – большое горе ожидает ее в молодости; если нижняя гвоздика погибает раньше остальных – жизнь девушки будет полна несчастий.
Существует еще несколько мифов, рассказывающих о происхождении гвоздики. И они также связаны с богиней Артемидой (Дианой).
1.«Охотник Актеон случайно набрел на лесной ручей, в котором в тот момент купалась обнаженная Артемида. Богиня, разгневанная тем, что смертный увидел ее нагой, превратила его в оленя. Олень-Актеон кинулся прочь от ручья и в лесной чаще был растерзан собственными собаками. Из капель крови несчастного проросла гвоздика».
2.По другой легенде, именно гвоздика помогла войску Людовика IX Святого справиться с эпидемией чумы. «Случилось это в далеком 1297г., когда французские войска под предводительством Людовика IX Святого осаждали Тунис. Крестоносцы были измотаны долгой осадой, к тому же вспыхнула эпидемия чумы – воины умирали, несмотря на все усилия врачей. Людовик Святой знал о целебной силе многих растений, он подумал, что и против чумы должна найтись трава, способствующая излечению. На глаза ему попался прелестный цветок, аромат которого напомнил пряную индийскую гвоздику. Государь предположил, что это растение поможет победить его войску страшную болезнь. Он сам приготовил отвар из гвоздики, который – о, чудо, исцелил многих больных воинов. Эпидемия
3.По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве, и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белого в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.
4.В христианстве существует предание о том, что красная гвоздика расцвела в день, когда родился Иисус Христос. Арозовые гвоздики появлялись из слез Девы Марии, которые она проливала над своим сыном. Именно поэтомугвоздика розового цвета – символ материнской любви, стала эмблемой Дня Матери, который отмечают в Канаде и США с 1907г.

И вновь легенды милой Греции
Нас манят в край своих чудес.
Здесь солнца вдоволь и с кокетствами,
Оно бросает взгляд на лес.

Дочь Зевса и богини Лето,
Всё есть в душе её сполна.
Красива Артемида дева,
Но своенравна и вольна.

Сурова, если не по нраву,
Крута в расправе, не робка.
Охота ей дана по праву,
Удачлива она, меткА.

Но в жизни есть свои законы,
Не всё подвластно и богам…
Не раз, не два мы слышим стоны
От тетивы то тут, то там.

Мрачнее тучи Артемида,
Во взгляде пляшет злость и тень.
Растеряна, в глазах обида:
«Какой же неудачный день!
Теперь начнутся пересуды!
Смеяться будут боги зло!», –
И сверлит червячок оттуда,
Где всё в отчаяние пришло.

И на беду, меж тропок жутких,
В лесу дремучем и сыром
Сидел Пастух, играл на дудке –
Свирели чудным вечерком.

Закрашен день был краской синей,
Мрачнеют в тучах облака.
И с рыком грозная богиня,
К нему направилась сама.

«Как смеешь ты, Пастух – угодник,
дудеть в дуду, дать на-гора!
Заставил кабана негодник,
Свернуть с тропы моей с утра!
Зверей, что мельче, мне не встретить,
Забились звери неспроста.
Готов ли ты теперь ответить,
За то, что я иду пуста?!»

«Помилуй, где б узнал заботу,
Что ты в тот лес пойдёшь сама.
Не ведал я, что на охоту,
Ты вышла, как и я, с утра.
Прости, я просто глупый смертный,
И пред тобой не виноват,
Главой склоняюсь благоверно,
Я дома повинюсь стократ!»

Зло не бывает милосердным,
Клокочет гнев в её груди.
Глаза пылают гневом. Скверно,
Что Пастушка ждёт впереди?

Была на мир, на весь сердита,
В душе рвёт в клочья всё гроза.
Его схватила Артемида,
И разом вырвала глаза…

Опомнилась. «Простите, боги,
Как гнев мой к малому свести?»
Глаза те, бросив на дороге,
Сказав медленно: «Цвети!»

И тут же крик раздался дикий,
Взор рвётся точно в небеса.
Стоят две красные ГВОЗДИКИ,
Цветы – пастушечьи глаза!

О, мир, безумный и жестокий,
Алеют звёзды на весу.
Стоят, краснеют, всё в подтёках,
ГВОЗДИКИ на тропе в лесу.

Читайте также:  Легенда о ромашке

Ну, вот и всё, читатель славный,
Об этих бархатных цветах.
Легенду вспоминай исправно,
Держа ГВОЗДИКИ те в руках.

Легенды о гвоздике

Гвоздика – божественный цветок

Легенды о гвоздике. В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos – цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т.е. божественный цветок. – см. “Гвоздика садовая”

Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как “цветок огня”, “цветок борьбы”. Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.

Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.

Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика II Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.

Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.

Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.
Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов.

В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.

В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” – за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.

Гвоздика

Dianthus — это род многолетних растений, которые принадлежат к семейству Гвоздичные. Они считаются наиболее популярными видами среди выращиваемых в саду цветов. Название цветка «гвоздика» переводится как цветок Зевса или божественный цветок. Карл Линней во время классификации растений не стал отходить от древнегреческой легенды и оставил цветку название Dianthus — божественный цветок.

С ярко-пунцовым окрасом гвоздики, так напоминающим кровь, связно множество легенд, и сказания Древней Греции не стали исключением. Как гласит древнегреческий миф, однажды богиня Артемида, раздраженная после неудачной охоты, повстречала по пути красивого пастушка, который беззаботно наигрывал на своей свиристели незамысловатую мелодию. Артемида посчитала, что именно веселая мелодия пастушка и была причиной ее неудачи. Вне себя от гнева богиня обвинила юношу в том, что он разогнал всю дичь, обещая убить его за это. Бедный пастушок начал оправдываться и молить о пощаде, однако в ярости Артемида бросилась на него и вырвала юноше глаза. Сразу после этого богиня пришла в себя и осознала ужас происшедшего. Она бросила на землю вырванные у юноши глаза, так жалобно смотревшие на нее, и в тот же миг из них выросли две прекрасные ярко-красные гвоздики, которые впоследствии напоминали всем о невинно пролитой здесь крови.

Однако, стоит отметить, что не только у древних греков гвоздика ассоциировалась с кровью: у французов данный цветок имеет связь с некоторыми историческими событиями. В современной истории гвоздика символизируется как «цветок огня», «цветок борьбы».

Первое упоминание о гвоздике у французов относится к 1297 году — времени правления короля Людовика IX Святого. Согласно легенде, гвоздика обладает целебными свойствами. После долгой осады Туниса французские войска вернулись на родину и завезли с собой гвоздику. В это время в Европе господствовала чума, люди вымирали целыми поселениями, а старания медиков были тщетны. Король Людовик был уверен, что есть спасение от страшной болезни. Он предположил, что в Тунисе, где так часто свирепствует чума, существует и противоядие от нее. Тогда король-то и обратил внимание на красный цветок. Людовик велел нарвать побольше гвоздик, приготовить из них отвары и поить больных. Вскоре многие зараженные стали выздоравливать, и постепенно эпидемия закончилась. К сожалению, отвар помог не всем сам Людовик пал жертвой страшной болезни.

Цветок связан также с еще одним фактом французской истории: гвоздика была излюбленным цветком принца Конде, позже известного как Людовика II Бурбонского. С помощью махинаций кардинала Мазарини принц был заключен под стражу. В тюрьме он начал выращивать гвоздики. Тем временем жена Конде не теряла времени даром и, подняв восстание, добилась освобождения мужа. С тех пор гвоздика стала символом всех Бурбонов, род которых пошел от Конде.

С этих времен гвоздика тесно вплелась в историю Франции. В 1793 году, во время французской революции, люди, идя на эшафот, вешали на себя красные гвоздики — символ того, что они отдают свою жизнь за короля. Алые гвоздики получали из рук своих девушек солдаты, которые шли в армию на войну. Алые гвоздики символизировали невредимость и неприступность солдатов, носивших их как талисман.

Та же традиция пошла и у итальянцев, где девушки дарили гвоздики юношам, которые шли на битву. А сам цветок был изображен на государственном гербе.

В Испании же девушки тайно договаривались с юношами о свиданиях, прикалывая определенного цвета гвоздику к своей груди. У бельгийцев гвоздика — цветок простонародья или бедняков, символ домашнего очага гвоздиками украшали обеденные столы, дарили дочерям, которые выходили замуж. Символом любви и чистоты считалась гвоздика у немцев и англичан: поэты воспевали цветок в своих произведениях, художники запечатлевали его в своих картинах. Именно немцы и дали название цветку «гвоздика», которое обозначало сходство запахов растения и гвоздичного дерева, высушенного для пряности. Позже название проникло в польский, а затем и в русский языки.

Гвоздика и ее легенда

Ирина Вячеславовна Мозжелина
Гвоздика и ее легенда

Гвоздика – божественный цветок

Легенды о гвоздике. В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos – цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т. е. божественный цветок.

Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как “цветок огня”, “цветок борьбы”. Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.

Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.

Читайте также:  Выращивание шпината

Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика II Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.

Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.

Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.

Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов.

В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.

В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” – за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.

Хризантемы и их легенды Хризантема садовая Хризантема – царица осени Этому чудесному цветку посвящено множество легенд. Одна из них гласит, что злой дракон решил.

Как сохранить цветы Жизнь летних цветов скоротечна, но так не хочется расставаться с этим чудом природы! Сохранить собранный ребенком букет луговых или садовых.

Легенда о гвоздике

Ярко-пунцовый цвет гвоздики имеет в себе как будто что-то зловещее, напоминающее кровь. И на самом деле, во многих случаях история этого цветка связана с целым рядом кровавых исторических событий, начиная с первого греческого мифа, повествующего об его происхождении.
Рассказывают, что однажды богиня Диана, возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он своей музыкой разогнал всю ее дичь, и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем неповинен, и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости, не хочет ничего слышать, набрасывается на него и вырывает у него глаза.
Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного ею злодеяния. Ее начинает мучить раскаяние, образ кротких, умоляющих о пощаде, глаз пастушка преследует ее всюду и не дает ей не минуты покоя; но поправить дело она уже не в состоянии.
Тогда, чтобы увековечить эти так жалобно смотрящие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минутку из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие разрисовкой своей (есть гвоздики, у которых в середине находится несколько похожее на зрачок пятно) совершённое злодеяние, а своим цветом – невинно пролитую кровь.

Таково вступление гвоздики в историю человечества. Дальнейшая ее история во многом соответствует началу. Но особенно выдающуюся роль она играет в некоторых кровавых событиях Франции.
Первое ее появление здесь относится еще ко временам Людовика IX Святого, когда этот благочестивый король предпринял в 1270 году последний крестовый поход и осадил со своими 60.000 рыцарей город Тунис.
В то время, как известно, среди крестоносцев вдруг разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Тогда Людовик Святой, твердо убежденный, что в природе против всякого яда существует и противоядие, и обладавший, как говорят, некоторым знанием целебных трав, решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, можно найти и излечивающее ее растение.
И вот он остановил свое внимание на одном прелестном, росшем на сухой, почти бесплодной почве цветке.
Его красивая окраска и сильно напоминавший собою пряную индийскую гвоздику запах заставляют его предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велел нарвать как можно больше этих цветков, сделал из них отвар и начал поить им заболевающих. Питье оказалось целебным и помогло некоторым больным. Но отвар из гвоздики – это не средство от чумы, в результате сам сам король, и Людовик IX вскоре становится жертвой болезни.

Возвратись на родину, крестоносцы в память о короле посадили семена гвоздики. С тех пор этот цветок стал одним из самых любимых во Франции.Однако целебные свойства растения долгое время приписывали святости Людовика IX. Ведь в 1297 г. Папа причислил короля-крестоносца к лику святых. По этой же причине, вероятно, известный ботаник Линней дал ей много столетий спустя научное название Dianthus, т. е. “божественный цветок”.

Проходят годы – и вновь гвоздика появляется на исторической арене. Французский герой, Великий Конде, знаменитый полководца и победитель испанцев в битве при Рокруа (1649г.) очень любил этот цветок. Рассказывают, что когда облагодаря интригам кардинала Мазарини его заключили в Венсенскую тюрьму, Конде от нечего делать занялся садоводством и посадил на маленькой грядке у своего окна несколько гвоздик. Увлекшись их красотою, он так ухаживал за ними с такою любовью , что каждый раз, когда распускался цветок, он гордился им не менее, чем своими победами. Между тем жена его, урожденная де Майль-Бриз, племянница знаменитого Ришелье, женщина чрезвычайно энергичная, не оставалась в бездействии. Она подняла восстание в провинции, склонила на сторону Конде палату в Бордо и добилась наконец того, что его освободили из темницы. Узнав об этой неожиданной для него радости, Конде пришел в изумление и воскликнул: “Не чудеса ли! В то время как испытанный воин растит старательно свои гвоздики, жена его ведет ожесточенную политическую войну и выходит из нее победительницей!” С этой поры красная гвоздика становится эмблемой приверженцев Конде и служит выражением их самоотверженной преданности не только ему самому, но и всему дому Бурбонов, из которого он происходит. Особенно она стала играть эту роль во времена французской революции 1793 года, когда невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего дорогого короля и бесстрашно смотрят в глаза смерти. В это страшное время цветок тот носит название гвоздики ужаса (oeillet d’horreur).

В это же время он получил особое значение и среди крестьянского населения Франции. Букетиками из гвоздик крестьянские девушки одаряли отправляющихся на войну парней, выражая им тем самым пожелание как можно скорее возвратиться невредимыми и с победой. Да и сами наполеоновские солдаты верили в чудодейственные свойства этого цветка и бережно хранили его при себе, считая его талисманом против вражеских пуль и средством, возбуждающим храбрость в битве. Вообще понятия о храбрости и беззаветной отваге были настолько связаны с этим цветком, что Наполеон I, учреждая 15 мая 1802 года орден Почетного легиона, избрал цвет гвоздики цветом ленты этого высшего французского знака отличия и тем самым увековечил, с одной стороны, роль ее в истории Франции, а с другой – ту любовь, которую питал к ней искони французский народ. В 1815 году, когда наступила вторая реставрация, красная гвоздика изменила свое значение и стала эмблемой приверженцев Наполеона, между тем как роялисты, особенно пажи и гвардейцы, избрали своей эмблемой белую.

В Англии гвоздика появилась в XVI веке и практически сразу завоевывала симпатии царствовавшей в это время королевы Елизаветы и всей английской аристократии. Ее начали разводить и в садах, и в теплицах. Королева Елизавета не расставалась с этим цветком. Ее примеру, конечно, следовал и весь двор. За цветы платят громадные, особенно для этого времени, цены – по гинее за цветок, а большой венок из гвоздик герцогини Девонширской, вздумавшей украсить себе голову этими цветами в день одного придворного праздника, обходится ей ни более ни менее как в 100 гиней. Первым, начавшим разводить гвоздику в Англии, был придворный садовник Герард, получивший ее откуда-то из Польши. Это было в 1597 году. Прославившийся ее разведением садовод Паркинсон делит их на махровые – carnation и на мелкие, простые – gilly flowers. Среди этих сортов особенно нравился в то время “Sweet William”, названный им так в честь Шекспира, который в своей “Зимней сказке” заставляет говорить о гвоздиках Пердиту: “Прелестнейшие цветы лета – это махровые гвоздики и пестрые гвоздички”. О гвоздике не раз упоминают также и другие знаменитые английские поэты: Чосер, Мильтон, Спенсер. Воспевая флору, они никогда не пропускают случая воспеть и гвоздику с ее божественным запахом.

Будучи во Франции и Англии любимицей главным образом высших сословий, в Бельгии гвоздика, наоборот, сделалась любимицей бедняков, простонародья – цветком чисто народным. Здесь уходу за ним посвящали все свои краткие досуги горнорабочие, труженики, работавшие день и ночь в каменноугольных копях. Цветок этот представлял для них главную усладу в их безотрадной жизни, и, выйдя из подземного мрака, из места, где им каждую минуту грозила смерть, на свет Божий, они с любовью останавливали свой взор на этом чудном цветке, который как бы говорил им, что и для них существуют радости. Они следили за его развитием, стараясь его усовершенствовать, перещеголять красотой его цвета и форм цветы своих соседей. Среди них возникло даже своего рода соревнование, соперничество, которое заполняло пустоту их обыденной жизни и создавало им новую жизнь, новое развлечение. Пьянство, разгул, разврат – все эти неизбежные спутники праздности и бесцельного существования рабочего заметно ослабли, а в некоторых случаях даже и совсем исчезли – и скромный цветок этот сделал здесь то, чего не могут достигнуть в других государствах никакие проповеди, никакие увеселения. Страсть к гвоздике сохранилась в простонародье в Бельгии и до сих пор. Теперь культура ее проникла до самых отдаленных местечек Арденн.Гвоздика сделалась здесь символом благоустроенного домашнего очага, родительской любви и родительских забот; и молодой рабочий, занимающийся тяжелым трудом на чужбине, встречая здесь цветок этот, всегда соединяет с ним воспоминание об отеческом доме. В день его благословенья мать подносит ему букет из гвоздик – как единственное сокровище и украшение, которое она может ему дать; он в свою очередь сажает куст гвоздики на ее бедную могилу – как последнее выражение его глубокой сыновней любви. Букет же из гвоздик служит и первым подарком, первым выражением любви молодого рабочего своей невесте. Все это вместе взятое служит причиной также и того, что на многих картинах старинных голландских мастеров мы то и дело встречаем женщин с букетом гвоздик в руках, а на одной из картин в Феррарском соборе видим с букетом этих цветов даже и святых. Изображение гвоздик встречается нередко и на знаменитых брюссельских кружевах. В портретной живописи, преимущественно XV-XVI веков, в руке модели она служит напоминанием о помолвке. Красная гвоздика — символ чистой любви. По фламандскому обычаю, розовую гвоздику прикалывали к платью невесты в день свадьбы. Новобрачных часто изображают с гвоздиками в руках.

Читайте также:  Фикус горный

В Германии гвоздика не пользовалась особой народной любовью, хотя и служила всегда символом постоянства и верности, так как цветы ее, как известно, даже будучи засушены, часто сохраняют свою окраску. Одно немецкое двустишие говорит о ней: “Гвоздика, ты теряешь свой цвет не раньше, чем смерть тебя растреплет”. Немецкие поэты относились к гвоздике без особой симпатии, в то время как у французов существует особый сорт, которому дано громкое название гвоздики поэта – oeillet de poete, у немцев она слывет за цветок тщеславия, пустоты, телесной красоты и сравнивается с красивой, но пустой женщиной. Так, например, Гете говорит: “Nelken! Wie find’ ich each schon! Doch alle gleichi ihr einander, Untersche >

Итальянцам же гвоздика пришлась по вкусу. Здесь этот цветок слывет за талисман любви. И нередко, проходя мимо поставленного на перекрестке дорог изображения Мадонны, можно видеть деревенскую красавицу, молящуюся с цветами гвоздик в руке. Она молится о счастливом пути и благополучном возвращении своего возлюбленного, которому предстоит переправляться через столь опасные, вследствие массы встречающихся в них бандитов, горы, и просит у Мадонны благословить цветы, которые должны служить ему талисманом против всякого рода бед. Как только все будет готово к отъезду, она пришпилит ему эти цветы на грудь и будет покойна: они защитят его от всякой напасти. В Болонье же гвоздика считается цветком апостола св. Петра, и 29 июня, в день его памяти, ее цветами украшаются все церкви и весь город. В этот день вы не встретите здесь ни одной молодой женщины, ни одного молодого человека, у которых бы не было этого цветка в руках, на груди, в волосах или в петлице. В этот день его носят в петлице даже старики и солдаты. Введенная в Италию столетием раньше, чем в Бельгию, гвоздика здесь так прижилась и размножилась, что считается многими за дикое итальянское растение, и только историческая запись, что она была возделываема в 1310 году Матвеем Сильватика в числе привезенных с востока растений и затем разведена в садах Медичи, показывает, что это растение не туземное. Это подтверждается некоторым образом также нахождением ее изображения в гербе древней итальянской фамилии графов Ронсекко. Гвоздика эта, по преданию, попала сюда, как память о цветке, который дала на счастье графиня Маргарита Ронсекко своему жениху графу Орландо, когда накануне их свадьбы он должен был внезапно отправиться во Святую Землю, чтобы принять участие в освобождении гроба Господня от сарацинов. Долгое время после этого о нем не было ни слуха, ни духа; но потом один из крестоносцев принес Маргарите печальную весть, что Орландо пал в битве, и передал ей найденный на нем локон ее белокурых волос, который Орландо взял с собой как талисман, и вместе с локоном совсем иссохший цветок гвоздики, превратившийся от пропитавшей его крови Орландо из белого в красный. Рассматривая цветок, Маргарита заметила, что в нем образовались семена, которые, может быть, уже созрели. Тогда в память своего дорогого жениха она решилась посеять их. Семена оказались действительно зрелыми, взошли и развились в гвоздичное растение, которое зацвело. Но цветы их, вместо чисто-белых, каким был данный Маргаритой на память цветок, имели посредине красное, кровавого цвета, пятно, чего до этого времени в местных гвоздиках не замечалось. Пятна эти были как бы следом крови Орландо, как бы памятью о великой принесенной им жертве – о пожертвовании счастьем всей его жизни долгу истинно верующего христианина. И вот составители герба учли этот его великий подвиг и внесли обагренный его кровью цветок в герб той, которая была для него дороже всего на свете.

Это интересно. Легенды о гвоздике.

В древности именовали гвоздики цветами Зевса, название цветка произошло от греческих слов Di- Зевс и anthos – цветок, что можно перевести как цветок Зевса, или божественный цветок. Карл Линней сохранил цветку это название Dianthus, т.е. божественный цветок.

Древнегреческий миф рассказывает о происхождении гвоздики. Однажды богиня охоты Диана (Артемида), возвращаясь очень раздраженной после неудачной охоты, повстречалась с красивым пастушком, весело наигрывавшим на своей свирели веселую песенку. Вне себя от гнева она укоряет бедного пастушка в том, что он разогнал своей музыкой дичь и грозится его убить. Пастушок оправдывается, клянется, что он ни в чем не виноват и умоляет ее о пощаде. Но богиня, не помня себя от ярости набрасывается на него и вырывает у него глаза. Тут только она приходит в себя и постигает весь ужас совершенного злодеяния. Тогда, чтобы увековечить эти, так жалобно смотревшие на нее глаза, она бросает их на тропинку, и в ту же минуту из них вырастают две красные гвоздики, напоминающие цветом невинно пролитую кровь.

Ярко-пунцовые цветки гвоздики напоминают кровь. И на самом деле этот цветок связан с рядом кровавых событий в истории. В культуре Нового времени гвоздика рассматривалась как “цветок огня”, “цветок борьбы”. Выдающуюся роль этот цветок ссыграл и в некоторых кровавых событиях Франции.

Легенда о необыкновенной целебности этого растения. Первое появление гвоздики относят к временам Людовика IX Святого в 1297 году. Во Францию ее завезли из последнего крестового похода, когда французские войска долго осаждали Тунис. Среди крестоносцев разразилась страшная чума. Люди гибли, как мухи, и все усилия врачей помочь им оказались тщетными. Людовик Святой, был убежден, что в природе против этой болезни должно существовать и противоядие. Он обладал некоторыми знаниями целебных трав и решил, что в стране, где так часто свирепствует эта страшная болезнь, по всей вероятности, должно быть и излечивающее ее растение. И вот он остановил свое внимание на одном прелестном цветке. Его красивая окраска, сильно напоминавшая собою пряную индийскую гвоздику и ее запах заставляют предположить, что это и есть именно то растение, которое ему нужно. Он велит нарвать как можно больше этих цветков, делает из них отвар и начинает поить им заболевающих. Отвары из гвоздики вылечили от болезней многих воинов, и вскоре эпидемия прекратилась. К прискорбию, однако, не помогает он, когда заболевает чумой сам король, и Людовик IX становится ее жертвой.

Гвоздика была любимым цветком принца Конде (Людовика II Бурбонского) Из-за интриг кардинала Мазарини он был заключен в тюрьму. Там под окном он выращивал гвоздики. Жена его тем временем подняла восстание и добилась его освобождения. С той поры красная гвоздика стала эмблемой приверженцев Конде и всего дома Бурбонов, из которого он происходит.

Во время французской революции 1793 года невинные жертвы террора, идя на эшафот, украшали себя красной гвоздикой, желая показать, что они умирают за своего короля. Французские девушки, провожая своих парней на войну, в армию, также дарили им букеты алых гвоздик, выражая тем самым пожелание, чтобы любимые вернулись невредимыми и непобежденными. Воины верили в чудодейственную силу гвоздики и носили ее как талисман.

Пришлась ко двору гвоздика и итальянцам. Ее изображение вошло в государственный герб, а девушки считали гвоздику посредницей любви: юноше, идущему на битву, они прикалывали цветок к мундиру для предохранения от опасностей.
Охранным талисманом любви считался этот цветок в Испании. Испанки ухитрялись тайно назначать свидания своим кавалерам, прикалывая для этого случая на груди гвоздики разных цветов.

В Бельгии гвоздика считается цветком бедняков или простонародья, символом благоустроенного домашнего очага. Ее разведением занимаются шахтеры. Букет цветов родители преподносят дочери, выходящей замуж. Гвоздики являются украшением обеденных столов.

В Англии и Германии долгое время гвоздику считали символом любви и чистоты, о чем рассказывают народные легенды, а также произведения Уильяма Шекспира и Юлиуса Сакса. Гёте называл гвоздику олицетворением дружбы и стойкости. Ее воспевали в бессмертных картинах художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Рембрандт, Рубенс и Гойя. Именно немцы дали цветку название “гвоздика” – за сходство его аромата с запахом пряности, высушенных бутонов гвоздичного дерева, из немецкого это обозначение перешло в польский, а затем и в русский язык.

Ссылка на основную публикацию