Легенда о маргаритках

Vortex Flowers

Цветы из ткани, фоамирана (броши, заколки). Технология изготовления цветов из ткани, фото мастер-классы, выкройки (схемы) цветов из ткани, статьи по цветоделию.

Легенды о маргаритках

Этот простенький, но очень милый цветочек, окутан множеством романтических легенд.

Букет маргариток

Ранним утром земля окутана плотным белым туманом и ждет рассвета. С деревьев и кустов падают тяжелые капли: вокруг стоит нежный шелест, притихая у самой земли, где притаился в ожидании зори маленький цветок — маргаритка.

Стихи о маргаритках

Стихи о маргаритках

Маргаритка — ранняя пташка, ее называют «око дня», так как она распускается с первыми лучами солнышка.
В переводе с греческого языка, margarites – жемчужинка .

Легенды о маргаритках

Существует несколько христианских легенд об этих цветах.

  • Пресвятая Богородица , желая зимою порадовать младенца Иисуса веночком из цветов, не нашла ни одного цветка на побитых морозом полях. И решила она сама сделать веночек из шёлковых цветов.
    (Правда здорово? Сама Мамочка Божия делала цветы своими ручками!)
    Она сделала множество цветов, но младенцу Иисусу понравились больше всего маленькие цветочки, сделанные из желтого шелка и толстых белых нитей. Пресвятая Богородица, делая эти цветы, не раз колола свои пальчики иголкой и капли ее крови окрасили белые нити в розовые и красные цвета. Вот почему маргаритки не чисто белые, а некоторые лепестки у них розовые, а с обратной стороны лепестки могут быть красного цвета.
    Младенец Иисус так полюбил эти цветы, что хранил их всю зиму, а весною высадил их в долине Назарета и стал поливать. И вдруг шёлковые цветы ожили, стали разрастаться и переходить из одной страны в другую и так распространились по всей земле. Цветут маргаритки и поныне с самой ранней весны и до поздней осени и нет в мире ни одной страны, где бы не росли эти цветы.
  • Маргаритки называют «цветы Пресвятой Девы Марии».
    Когда Пресвятая Дева Мария получила от архангела Гавриила благую весть, она отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете . Путь ее лежал по долинам и горам Иудеи.
    Всюду, где ступала будущая Божья Матерь, появлялись маленькие белые цветочки, усеивая весь ее путь. Это и была маргаритка. Белые лепестки олицетворяли славу Божию, а огненная желтая серединка — священный огонь в сердце Девы Марии.
  • Когда Пресвятая Дева Мария была еще маленькой девочкой, смотрела на звездное небо, она мечтала о том, чтобы эти блестящие маленькие звездочки стали земными цветами и она могла бы с ними играть. Звезды услышали это пожелание и отразились в каплях росы, покрывавших наземные растения. И когда взошло солнце и его лучи озарили землю, вся она была покрыта белыми маленькими цветочками, словно звездами! Пресвятая Дева пришла в восхищение, украсила себя маргаритками и сказала, что впредь они будут ее любимыми цветами и пусть они называются «цветами Марии».
    С тех пор считается, что маргаритки заключают в себе счастье и люди вопрошают о нем, пересчитывая ее лепестки.

Маргаритки

  • Есть латинская легенда о маргаритках.
    Однажды прелестная молодая лесная дриада Белидес танцевала и резвилась со своим возлюбленным Эфигеем . Она невольно привлекла к себе внимание этрусского бога времен года — Вертумна . Влюбленный Бог непременно хотел обнять ее и увести с собою.
    Но Белидес не желала этого и не знала, как же ей спрятаться от старого Вертумна. В отчаянии она обратилась к Богам и они сжалились над нею и превратили ее в маленький хорошенький цветочек — маргаритку. С тех пор цветок этот получил название «Bellis perrenis» , что означает «вечная красавица» , такое название сохранилось и в науке.
  • Маргаритка возникла из праха Альцесты , которая была женой фессалийского царя Адмета . Она пожертвовала своею жизнью, чтобы спасти жизнь любимого мужа.
    Адмет был любимцем Апаллона , который упросил богинь судьбы Мойр , чтобы они позволили ему остаться жить, когда смерть придет за ним, если кто-то другой примет смерь вместо него.
    Когда подошел для Адмета смертный час, то никто из друзей не захотел отдать свою жизнь. Также отказались престарелые родителя царя умереть вместо него. Лишь верная жена Альцеста пожертвовала своею жизнью, чтобы Адмет жил.
    Геркулес узнал о великом самопожертвовании Альцесты и решил во что бы то ни стало возродить ее к жизни. Геркулес отправился в Ад и добился у Танатоса , бога смерти, чтобы он вернул Альцесту к жизни. Так как вернуть ее на землю в человеческом виде было невозможно, то Альцеста вернулась в виде цветка маргаритки.
  • Интересные материалы сайта

    Успешного цветоволшебства и до новых встреч на сайте VortexFlowers.net

    Не стесняйтесь сказать “спасибо” своему цветочному мастеру в комментариях и отблагодарить нажатием на кнопки соц сетей! Заходите почаще!

    Маргаритка..Цветок рыцарей, любви и гаданий. Какие Мифы и Легенды о них существуют?

    ЛУЧШИЙ ОТВЕТ

    Легенды о маргаритках.
    Мелкие, рассыпанные по зеленому ковру яркие цветочки очень напоминают бусинки ожерелья, которое упало с шеи какой-нибудь красавицы. И действительно, бесчисленные маленькие цветочки маргариток кажутся маленькими жемчужинками. И эти жемчужины на самом деле прекрасны!
    Название “маргаритка” растение получило от греческого слова “margarites”, что означает “жемчужина”. Еще Плиний дал маргариткам родовое название – Bellis – прекрасный. Маргаритка раскрывается одной из первых после восхода солнца и за это ее ласково называют “око дня”. От этого названия (Day’s eye) в Англии, где особенно любят это растение, образовалось уменьшительное имя Daisy (Дэзи), которым англичане называют маргаритки.

    Во многих европейских странах с давних времен существовал обычай гадать на маргаритках “любит – не любит” (“Маргаритка, маленький цветочек, красный по краям и с зеленой каймою, открой судьбу моей любви. ” – из народной французской песенки) – также как мы гадаем на ромашке. Это привело к тому, что в немецком языке существовало еще и такое название маргаритки, как “мерка любви”.
    Шекспир говорил о маргаритке в самых нежных выражениях: “Ее белое одеяние изображает наивность”. Другой известный поэт, Монтгомери, писал: “. роза царствует лишь одно лето, а маргаритка никогда не умирает”. И правда, в сыром, но довольно теплом климате Англии маргаритку можно видеть в цвету почти круглый год.

    В середине века рыцари, получившие от любимых согласие на брак, чеканили на стальном щите цветущие маргаритки. Людовик IX в честь жены Маргариты приказал запечатлеть этот цветок вместе с лилиями на государственном флаге.
    В одной из легенд о возникновении на земле маргариток рассказывают, что богатый старик полюбил очень красивую девушку. Он всюду преследовал ее и дарил богатые подарки ее родителям. Но девушка убегала, пряталась от него и, наконец, потеряв всякую надежду на спасение, попросила защиты у земли, и земля превратила ее в маргаритку, цветущую почти круглый год.

    Маргаритка нашла свое отражение и в русских преданиях. Когда Садко вышел на берег, Любава, истосковавшаяся по своему возлюбленному, птицей понеслась ему навстречу. Жемчуг её ожерелья градом рассыпался по земле, и из этого жемчуга возникли маргаритки.
    Маргаритки называют “цветами Пресвятой Богородицы”. Об этом рассказывают христианские легенды о происхождении маргариток. Как-то Пресвятая Дева Мария получила от архангела Гавриила благую весть. Она отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете. Долгий ей пришлось держать путь. Шла Богородица по горам и долинам Иудеи, а когда проходила по полям, то всюду, где ее нога касалась земли, вырастали маленькие блестящие белые цветочки.

    Таким образом, весь путь, который совершила Дева Мария, образовал цветочную дорожку. Этими цветами были скромные белые маргаритки, лепестки которых напоминали славу Божию, а золотая середина – священный огонь, пылающий в сердце Марии.
    Существует очень красивая легенда о маргаритках, связанная с земной жизнью Богоматери. Однажды зимой Пресвятая Богородица захотела порадовать маленького Иисуса, но не нашла ни одного цветка и решила сделать его сама. Из шелка и ниток Богородица сшила маргаритки. Иисусу они очень понравились и он хранил их у себя всю долгую зиму, а когда наступила весна, то маленький Иисус посадил их в землю и стал поливать. Цветы стали расти, и зацвели по всей земле, и не было места, где их нельзя было найти.

    Маргаритка

    МАРГАРИТКА — (лат. Béllis – прекрасный). Название «маргаритка» — от греческого слова «margarites», что означает «жемчужина». И действительно, мелкие белые цветочки диких маргариток на лугу очень напоминают рассыпанные жемчужины. Об этом говорится и в русских преданиях. Когда Садко вышел на берег, Любава, истосковавшаяся по своему любимому, так стремительно бросилась к нему, что нитка ее ожерелья порвалась, и жемчужные бусины рассыпались по земле. Из этого жемчуга и возникли маргаритки.

    На языке цветов маргаритка является символом любви, непорочности, чистоты и сердечности. У нее много народных названий. Звездочка, серебряный пенни, «око дня» – за то, что она раскрывается с восходом солнца, «стократка» — за бесчисленные густо усаженные лепестки, «мерка любви»: на ней, как и на ромашке, гадают влюбленные.

    А еще ее называют «цветок ребенка». Легенду о происхождении этого названия приводит в своей книге Николай Золотницкий.

    «Одна маленькая девочка, глядя перед сном на небо, усыпанное звездами, попросила:

    — Звезды, звезды, сделайтесь, пожалуйста, цветами, чтобы я могла вами поиграть. Звезды, услышав её просьбу, отразились в каплях росы, и когда девочка проснулась, она увидела, что вся лужайка перед домом усеяна белыми серебристыми маргаритками. Солнце утром спросило маргаритку:

    — Довольна ли ты и не желаешь ли чего-нибудь еще?

    — Спасибо! — ответила маргаритка. — Я довольна. Позволь только мне цвести в любое время года. Я очень люблю детей и радуюсь, когда они играют со мной. Так пусть эта радость никогда не прекращается. Солнце в ответ прикоснулось к маргаритке одним из своих лучей и оставило в самой серединке желтый кружок, отчего лепестки раздвинулись в стороны, точно лучи от солнечного сияния». (Золотницкий Н.Ф. «Цветы в легендах и преданиях». Москва, 1913).

    Есть несколько христианских легенд о маргаритках. В одной из них рассказывается, что однажды зимним вечером Пресвятая Богородица захотела порадовать маленького Иисуса цветами, но не смогла найти ни одного среди скованных морозом полей. Тогда она решила сотворить их сама. Из блестящего шелка и ниток она сшила маргаритки. Делая их, она не раз уколола пальцы иголкой и капли ее крови окрасили белые нити в розовые и красные цвета, вот почему маргаритки не чисто белые. Они так понравились Иисусу, что он хранил их у себя всю долгую зиму. А с приходом весны он посадил их в землю и стал поливать. И вдруг шёлковые маргаритки ожили и расцвели, покрыв собой всю землю.

    А это – печальная легенда о возникновении на земле маргариток. Давным-давно богатый старик полюбил очень красивую девушку. Он дарил ей и ее родителям богатые подарки, приставал и всюду преследовал ее. Но старик был противен девушке, и она убегала, пряталась от него и, наконец, потеряв всякую надежду на спасение, попросила защиты у земли. И земля, сжалившись над ней, превратила девушку в хорошенький полевой цветок.

    Не все знают, что с маргариткой связан сбор пожертвований в пользу борьбы со страшной, практически неизлечимой в прошлом болезнью — туберкулезом. Впервые это произошло в Швеции в 1908 году. Цветком, который давали на память всякому внесшему свою посильную лепту, была маргаритка, как провозвестница весны и обновления жизни. Цветок продавали по 5 копеек, и в первый же год в этот день было выручено около 80.000 рублей. С тех пор там ежегодно 1-го мая устраивают ее благотворительную продажу. За Швецией последовала Финляндия и другие государства, а в 1910 г. и Россия.

    Золотницкий писал: «У нас эта продажа проходила в апреле, и надо было видеть, с какой энергией, любовью и восторгом всюду молодежь приходила на помощь этому святому делу. Пресса со своей стороны поддержала его, и действительно, как тогда писали, мы «забросали смерть цветами». В одной Москве за этот день собрано было более 150.000 рублей. Дай Бог, чтобы почин борьбы со злейшим нашим врагом при помощи этого скромного цветочка продолжался так успешно и впредь».

    И еще интересный факт. В Германии в 1739 г. маргаритку обвинили в ядовитости, и потому было предписано уничтожить ее всюду, где бы она ни встретилась. Но то ли это распоряжение недостаточно прилежно выполняли, то ли сам цветок оказался необычайно живучим, но истребить маргаритку, к счастью, не удалось.

    Как с любым растением, с маргариткой связаны народные поверья. В средние века считали, что всякому, кто не успел ступить ногой на первую маргаритку, которую увидел весной, то маргаритки «покроют» его или кого-либо из близких, прежде, чем закончится год. «Покроют» — намек на то, что эти цветы часто высаживали на могилах. А тот, кто найдет первые маргаритки весной, будет пользоваться покровительством духа любви. Верили, что если положить корни маргаритки под подушку, то бросивший вас любимый вернется. Считалось, что маленьких детей можно защитить от злых сил с помощью венка из маргариток.

    Маргаритка – одно из первых полевых растений, которое «поселилось» в наших садах.

    Маргаритки и их легенда

    Ирина Вячеславовна Мозжелина
    Маргаритки и их легенда

    Маргаритки – маленькие жемчужины

    Легенды о маргаритках. Мелкие, рассыпанные по зеленому ковру яркие цветочки очень напоминают бусинки ожерелья, которое упало с шеи какой-нибудь красавицы. И действительно, бесчисленные маленькие цветочки маргариток кажутся маленькими жемчужинками. И эти жемчужины на самом деле прекрасны!

    Название “маргаритка” растение получило от греческого слова “margarites”, что означает “жемчужина”. Еще Плиний дал маргариткам родовое название – Bellis – прекрасный. Маргаритка раскрывается одной из первых после восхода солнца и за это ее ласково называют “око дня”. От этого названия (Day’s eye) в Англии, где особенно любят это растение, образовалось уменьшительное имя Daisy (Дэзи, которым англичане называют маргаритки.

    Во многих европейских странах с давних времен существовал обычай гадать на маргаритках “любит – не любит” (“Маргаритка, маленький цветочек, красный по краям и с зеленой каймою, открой судьбу моей любви. ” – из народной французской песенки) – также как мы гадаем на ромашке. Это привело к тому, что в немецком языке существовало еще и такое название маргаритки, как “мерка любви”.

    Шекспир говорил о маргаритке в самых нежных выражениях: “Ее белое одеяние изображает наивность”. Другой известный поэт, Монтгомери, писал: “. роза царствует лишь одно лето, а маргаритка никогда не умирает“. И правда, в сыром, но довольно теплом климате Англии маргаритку можно видеть в цвету почти круглый год.

    По преданию графиня Маргарита дала гвоздику на счастье своему жениху рыцарю Орландо, отправившемуся в Святую Землю для освобождения Гроба Господня от сарацин. Орландо пал в битве и один из рыцарей передал Маргарите найденный на нем локон ее белокурых волос и иссохший цветок гвоздики, превратившийся от крови Орландо из белой в красный. В цветке уже образовались семена, и Маргарита посеяла их в память о своем женихе.

    В середине века рыцари, получившие от любимых согласие на брак, чеканили на стальном щите цветущие маргаритки. Людовик IX в честь жены Маргариты приказал запечатлеть этот цветок вместе с лилиями на государственном флаге.

    В одной из легенд о возникновении на земле маргариток рассказывают, что богатый старик полюбил очень красивую девушку. Он всюду преследовал ее и дарил богатые подарки ее родителям. Но девушка убегала, пряталась от него и, наконец, потеряв всякую надежду на спасение, попросила защиты у земли, и земля превратила ее в маргаритку, цветущую почти круглый год.

    Маргаритка нашла свое отражение и в русских преданиях. Когда Садко вышел на берег, Любава, истосковавшаяся по своему возлюбленному, птицей понеслась ему навстречу. Жемчуг её ожерелья градом рассыпался по земле, и из этого жемчуга возникли маргаритки.

    Маргаритки называют “цветами Пресвятой Богородицы”. Об этом рассказывают христианские легенды о происхождении маргариток. Как-то Пресвятая Дева Мария получила от архангела Гавриила благую весть. Она отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете. Долгий ей пришлось держать путь. Шла Богородица по горам и долинам Иудеи, а когда проходила по полям, то всюду, где ее нога касалась земли, вырастали маленькие блестящие белые цветочки. Таким образом, весь путь, который совершила Дева Мария, образовал цветочную дорожку. Этими цветами были скромные белые маргаритки, лепестки которых напоминали славу Божию, а золотая середина – священный огонь, пылающий в сердце Марии.

    Существует очень красивая легенда о маргаритках, связанная с земной жизнью Богоматери. Однажды зимой Пресвятая Богородица захотела порадовать маленького Иисуса, но не нашла ни одного цветка и решила сделать его сама. Из шелка и ниток Богородица сшила маргаритки. Иисусу они очень понравились и он хранил их у себя всю долгую зиму, а когда наступила весна, то маленький Иисус посадил их в землю и стал поливать. Цветы стали расти, и зацвели по всей земле, и не было места, где их нельзя было найти.

    Другая легенда о происхождении маргариток рассказывает такую историю. Когда Пресвятая Дева Мария была еще девочкой, то однажды ночью она смотрела на небо, усеянное звездами, и высказала желание: как хорошо бы было, если бы все эти чудесные звезды сделались земными цветами, и она смогла бы с ними играть. Звезды тот же час же отразились в блестящих капельках росы и когда на следующее утро солнце озарило землю, то вся она была усеяна, как звездами, белыми цветочками. Мария была в восхищении, украсила себя цветами, и отныне маргаритки стали любимыми цветами Богородицы.

    У многих народов маргаритка является эмблемой доброты и сердечности. В Англии она пользуется всеобщей любовью и воспета во многих народных песнях. Как считают деревенские ребятишки, этот цветок является предвестником весны. И, прежде чем весна вступит в свои права, необходимо ступить ногой на 12 маргариток, и если пропустить случай ступить ногой на первую маргаритку, которую увидишь весной, то маргаритки покроют тебя или кого-либо из твоих близких друзей прежде, чем закончится год.

    С маргариткой был связан сбор пожертвований в пользу борьбы со страшной болезнью – туберкулезом. Общественный сбор этот был устроен впервые в Швеции в 1908 году. Цветком, который решили вручать на память каждому внесшему свою посильную лепту, была избрана маргаритка (у нас ее назвали белой ромашкой). Первого мая устраивали продажу этого цветка. Цветок продавали по 5 копеек, и в первый же год за день было выручено около 80 000 рублей. За Швецией последовала Финляндия, потом некоторые другие государства, а в 1910 г. – и Россия. У нас эта продажа производилась в апреле, и надо было видеть, с какой энергией, любовью и восторгом всюду молодежь приходила на помощь этому святому делу. Пресса, со своей стороны, поддерживала его, и действительно, как тогда писали российские газеты, “забросали смерть цветами”. В одной Москве за этот день собрано было более 150 000 рублей.

    Теперь уже никто и не помнит, что в Германии в 1739 г. этому прелестному невинному цветочку грозила страшная опасность. Тогда маргаритку вместе с собачьей ромашкой обвинили в ядовитости, и начальством было предписано уничтожить ее всюду, где бы она ни встретилась. Однако оттого ли, что недостаточно деятельно принялись за ее истребление, или оттого, что само растение оказалось необычайно живучим, но грозное это предписание оказалось невыполненным, и прелестный цветочек по-прежнему продолжает расти повсюду и усыпать своими многочисленными белыми звездочками поля и клумбы наших садов.

    Ландыш и его легенда Серебристые ландыши О первый ландыш! Из – под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! А. Фет.

    Легенды о янтаре Легенды о янтареЗахотелось поделиться красотами того города в котором живу, пост навеян посещением знаменитой “Янтарной комнаты” Таинственная.

    Легенда о Маргаритках

    Художник . Он стоял на самой верхушке Кавказского хребта, поглощенный созерцанием лежащего напротив склона горы. Казалось, что во всем мире не существует ничего более интересного, чем то, что он увидел в окружении торчащих тут и там обнаженных скалистых пород и лежащего местами снега. Прогреми сейчас гром и разверзнись за его спиной земля, он и то, наверное, не обратил бы на это ни малейшего внимания.

    В какой-то момент его взгляд оторвался от соседнего склона и обратился к стоящему перед ним мольберту, рука с кистью замерла, словно не решаясь нанести первый штрих, а потом быстро-быстро начала писать нечто немыслимое на первый взгляд, ни на что непохожее.

    Стоя у него за спиной, я, как загипнотизированная, следила за его рукой, силясь понять, что же он пытается изобразить на холсте. Забыв про холод, совсем не теплую погоду, я наблюдала, как из-под его кисти рождается босоногая девушка в летящем летнем платьице с венком из ромашек на голове, словно парящая на невидимых крыльях над крутым горным склоном. В какой-то момент я даже услышала ее заливистый, звенящий колокольчиками смех, ее тихую поступь и родниковую мелодию ее сердечка. В тот же момент небеса над склоном окрасились огненными всполохами всех оттенков от бледно-желтого до ярко-малинового цвета, словно укрывая девушку лепестками прекрасного солнечного цветка, решившего спрятать ее в самой сердцевине заката от надвигающейся тьмы.

    Было во всем этом что-то настолько волшебное, что я стояла, боясь не только пошевелиться, но и позабыв как дышать, всецело поглощенная этим захватывающим зрелищем. Вечернее небо сгущало краски, падая тенью на склон горы, окрашивая его местами в более темные оттенки, посеребрив слежавшийся снег, и окрашивая в темные, непроглядные тона глубокие лощины. Вход в пещеру в самом низу стал практически черным, даже несколько жутковатым, а левее, на еще освещенной последними солнечными лучами полянке, сквозь снег местами пробивалась бледная, желтоватая травка, словно оживляя мрачноватый пейзаж и придавая ему законченный вид.

    В какой-то момент он неожиданно замер, словно внезапно почувствовал мое присутствие. Обернувшись, он улыбнулся и поведал мне услышанную сегодня утром легенду, будто старой знакомой.

    Давным-давно, никто и не помнит уже, когда это произошло, в этих местах жила прекрасная, как нежный цветок, Маргарита (душа) – девушка небывалой красоты. Все в округе любили это светлое, чистое, невинное создание, о ее красоте и доброте слагали песни, а услышав ее серебристый, звучащий переливами, смех, каждому, кто его слышал, становилось теплее и радостнее на душе.

    Спустя время ее полюбил парень из соседней деревни, Кола (солнечный) – благородный и добрый человек, глубокоуважаемый местными жителями. Девушка отвечала ему взаимностью и, глядя на эту счастливую, сияющую внутренним светом пару, люди начинали верить в чудеса и волшебство.

    А под горой, в глубокой пещере жили аспиды, змееподобные существа с чешуйчатым покровом, внешне очень похожие на людей с длинным хвостом, который они умело прятали, выходя наружу лишь по ночам, чтобы воровать скот, забирать у людей силу и один раз в году ради продолжения своего рода, совращая невинных девушек. Единственное, чего они боялись, чем их можно было убить, это заклинания, от которых они приходили в транс, и в этом состоянии становились слабыми и беззащитными. Аспиды обладали магическим даром приковывать к себе внимание людей, вводя их в заблуждение и вытягивая из них всю силу одним лишь взглядом, лишая возможности бороться, защищаться и даже думать, пользуясь этим, как для придания себе еще большей силы, так и для того, чтобы оставить после себя потомство в человеческом чреве.

    Зная об этом, поздними вечерами люди старались не выходить из своих жилищ, укрываясь в них еще до прихода ночи. Как-то раз Маргарита, замечтавшись, собирая на склоне горы дикие цветы и травы, задержалась там несколько дольше, чем обычно и не успела засветло добраться домой. На ее беду ей попался ищущий новую жертву аспид, лишивший ее всяческих сил и завладевший ее сознанием. Он соблазнил Маргариту, оставив в ее чреве свой плод, повергнув девушку в грех и доведя до отчаяния.

    Поутру, прийдя в себя, она, сгорая от стыда и не зная, с какими глазами предстать теперь перед своим женихом, взобралась на самый верх горы, и обратилась к Богу, чтобы тот забрал ее к себе и тем самым спас от позора. В тот же миг Господь услышал ее молитвы, и, разгневавшись на аспида, изгнал того в мир иной, а ее душу забрал к себе. С тех пор на том самом склоне горы растет прекрасный цветок – белоснежная Маргаритка, издали похожий на ромашку, радующий взоры и сердца тех, кому повезло его увидеть. А Кола, убитый горем от потери своей возлюбленной, в тот же день, взобравшись на гору, упросил Бога забрать и его, чтобы никогда не разлучаться со своей любимой. Господь услышал и его молитвы, позволив ему стать одним из солнечных лучей, согревающих этот прекрасный цветок от холода днем, а на закате, словно огромный солнечный лепесток, укрывать Маргаритку от ночной тьмы.

    Говорят, что люди с особым зрением до сих пор видят эту босоногую девушку с венком из маргариток на голове, словно парящей над горным склоном, и даже слышать ее звенящий смех. Те же из них, кто задерживается в горах до заката солнца, видят, как один из огненно-рыжих солнечных лучей, словно солнечный лепесток, укутывает ее своим теплом на ночь. А некоторые еще и замечают, как из этого лепестка, словно на невидимых крыльях, спускается на землю красавец-мужчина с ярко-рыжей шевелюрой, сжимая ее всю ночь в своих объятиях и защищая от сил тьмы.

    Атир Ла Перлина с благодарностью художнику, пишущему мой портрет, за создание этой легенды.

    Маргаритка: цветок рыцарей, любви и гаданий.

    Цветок пресвятой Девы Марии

    Существует очень красивая легенда о происхождении этого небольшого беленького или розоватого, образующего прекрасные бордюры на наших клумбах и красивые группы на зеленом газоне цветочка.

    Рассказывают, что Пресвятая Богородица, желая однажды зимою доставить удовольствие маленькому Иисусу и подарить ему венок из цветов, не найдя ни одного на побитых холодом полях, решила сделать их сама искусственно из шелка. И вот, выделывая различные цветы, она сделала одни, которые особенно понравились младенцу Иисусу. Это были маленькие маргаритки, сделанные из желтой шелковой материи и толстых белых нитей. Приготовляя их, Пресвятая Богородица не раз колола себе пальцы иглой, и капли крови ее окрасили местами эти нити в красноватый или розоватый цвет. Вот почему кроме белых лепестков встречаются и розоватые и на нижней стороне они часто бывают окрашены в красный цвет.

    Цветы эти так понравились младенцу Иисусу, что он хранил их всю зиму, как драгоценность, и когда наступила весна, высадил в долине Назарета и стал поливать. И вдруг искусственные цветы эти ожили, пустили корни, стали расти и, разрастаясь все более и более, переселяясь из одной страны в другую, вскоре разрослись по всей земле. И теперь, как бы в воспоминание об этом чуде, цветут эти прелестные цветочки с ранней весны до глубокой осени, и нет в мире страны, где бы их нельзя было встретить.

    По другому сказанию маргариток также называют “цветками Пресвятой Девы Марии” и о происхождении этого названия рассказывают следующее.

    Когда Пресвятая Дева Мария по получении от архангела Гавриила благой вести, отправилась сообщить об этом своей родственнице Елизавете, то ей пришлось долго идти по горам и долинам Иудеи. И вот, когда она проходила по полям, то всюду, где только нога будущей Божьей Матери касалась земли, всюду вырастали маленькие блестящие белые цветочки, так что весь путь ее, обозначаясь ими, образовывал как бы целую цветочную дорожку. Цветы эти и были наши скромные белые маргаритки. Белые, окружавшие в виде сияния лепестки их напоминали славу Божию, а золотая середина — священный огонь, горевший в сердце Марии.

    По другому же варианту дело произошло так.

    Когда Пресвятая Дева Мария, будучи еще ребенком, смотрела ночью на небо, усеянное бесчисленными блестящими звездами, то высказала желание: как хорошо было бы, если бы все эти чудные звезды сделались земными цветами и она могла бы с ними играть.

    Тогда звезды, услышав это пожелание, сейчас же отразились в покрывавших наземные растения блестящих каплях росы, и когда на другое утро солнце озарило землю, она вся была усеяна, как звездами, белыми цветочками. Пресвятая Дева была в восхищении, украсила ими себя и сказала, что они вечно будут ее любимыми цветами и пусть называются цветами Марии.

    С тех пор, заканчивает сказание, цветы эти заключают в себе счастье, и их вопрошают о нем, пересчитывая и обрывая их лепестки.

    Таковы христианские легенды о происхождении маргаритки, но цветок этот имеет еще и языческие.

    Дохристианские легенды

    В отчаянии и бессилии бедняжка, не зная, что делать, как отвязаться от неотступно преследовавшего ее старика, обратилась с мольбой к бессмертным спасти ее, и боги, сжалившись над ней, превратили ее в хорошенький полевой цветок. Цветок этот получил название Bellis perennis — вечной красавицы, которым теперь и обозначают нашу маргаритку в науке.

    Древнегреческая легенда.

    По другой легенде, она возникла из праха Альцесты, жены фессалийского царя Адмета, которая пожертвовала своей жизнью, чтоб спасти жизнь мужа.

    Адмет этот был любимцем Аполлона, который упросил богинь судьбы Мойр не дать ему умереть в назначенный час, если кто-либо другой согласится принять за него смерть. Когда же настает час его смерти, никто из друзей не решается за него умереть. Даже престарелые родители, и те не хотят пожертвовать ради него свою жизнь. Только верная жена его Альцеста отказывается от полной радости жизни и умирает за него. Тогда Геркулес, зашедший к нему во время совершения своих подвигов, узнав случайно об этом великом самоотверженном и великодушном поступке, решается во что бы то ни стало возвратить ее снова к жизни. Он отправляется в Аид и добивается у Танатоса, бога смерти, чтобы он опять вернул ее на землю; но так как в человеческом виде она не может уже вернуться, то появляется в виде цветка — маргаритки.

    Скажем кстати, что название свое цветок получил от греческого слова margarites, обозначающего “жемчужина”, так как покрывающие зеленые луга бесчисленные ее белые цветочки действительно кажутся как бы жемчужинками.

    Маргаритка в Германии и России

    В северных сагах маргаритка посвящалась богине весны, и гирляндой из ее цветов обвивали каждую весну кубок этой богини. Кроме того, цветы ее приносились в жертву богине любви — Фрее, и потому ей давали нередко название цветка любви и невесты солнца.

    В этом последнем названии и приношении цветка в жертву богине любви кроется, по мнению многих ученых, и происхождение известной всем роли этого цветка как любовного оракула. Эту роль цветка для гадания — “любит, не любит” маргаритка, по-видимому, начинает играть уже с незапамятных времен и притом не только в одном каком-либо отдельном государстве, а почти во всех западноевропейских, исключая разве Англию. В немецком языке существует даже особое ее народное название — “Maasliebchen”, т. е. мерка любви, которое ведет свое начало с древних времен и имеет своей основой старинную детскую игру, соединенную с обрыванием ее лепестков.

    Зайдя далеко в лес или поле и боясь, как бы родители их не стали бранить, дети в Германии обыкновенно брали, да и теперь берут такую маргаритку и, обрывая ее лепестки, гадают, будут ли их бранить дома или нет, приговаривая: “Побои, брань, добрые слова”. И то слово, при котором будет оборван последний лепесток, и должно обозначать, что их ожидает.

    Словом, делают то же самое, что, мы видим, теперь делают наши молодые люди (особенно барышни), обрывая лепестки и приговаривая: “Любит, не любит, плюнет, поцелует, к сердцу прижмет, к черту пошлет”, и что было выведено еще Гете в “Фаусте”, когда, гуляя в саду с Фаустом, Маргарита срывает маргаритку и, обрывая ее лепестки, шепчет: “

    Только в наше время оракулом этим служит чаще не маленькая маргаритка, называемая по-французски paquerette, а носящая во Франции название маргаритки красивая крупная, с желтой серединой и белыми крупными лучами полевая ромашка (по-русски — поповник), у которой и лепестков гораздо меньше, да и лепестки эти гораздо крупнее, так что, следовательно, и обрывать их легче, и результата можно добиться скорее. Если не ошибаемся, с такой же ромашкой происходит и сцена в “Фаусте”.

    Кроме Германии маленькая маргаритка играла роль любовного оракула также еще и среди сельского населения многих провинций Франции, и в Нормандии с незапамятных времен существует даже песенка: “Маргариточка, маленький цветочек, красный по краям и с зеленою каймою, открой (скажи) судьбу моей любви”. Песенка эта сопровождалась обрыванием лепестков и гаданием по ним.

    Особенно, однако, этот способ гадания судьбы был развит в средние века, когда вместо маргаритки часто прибегали даже к узелкам на случайно сорванной травинке, число которых также определяло судьбу, ожидающую гадающего.

    Цветок рыцарей и трубадуров

    Вообще маргаритка играла в это время немалую роль, особенно у рыцарей. И рыцарь, возлюбленная которого изъявляла согласие отдать ему свое сердце, получал право изобразить на своем щите маргаритку. Если же возлюбленная не хотела ему сказать ни “да”, ни “нет”, и только как бы склонялась к этому, то в ответ на выраженную им любовь, дарила ему венок из маргариток, который на средневековом языке цветов обозначал “я еще подумаю”. И такой скромный, даже смешной, по нашему мнению, веночек вселял сильную надежду в сердце рыцаря, заставляя его сердце биться сильнее, а самого рыцаря — проявлять чудеса храбрости и жертвовать даже своей жизнью.

    Особенно эта поэтическая, мечтательная любовь, заставлявшая совершать иногда поразительные подвиги и не щадить своей жизни, царила во времена трубадуров, когда поклонение даме сердца достигло, так сказать, своего апогея. В это время и возникла во Франции игра в откровенную маргаритку — гадание по ее лепесткам. Просматривая хроники того времени, то и дело наталкиваешься на рассказы об этих гаданиях. Кроме того, даже и само изображение маргаритки, ввиду, быть может, одинаковости ее названия с именем многих отличающихся в средние века своей красотой или какими-нибудь другими качествами женщин, считалось в это время верхом изящества и выражения почтения.

    Так, рассказывают, что за торжественным обедом, данным Карлом Смелым в день его бракосочетания с английской принцессой Маргаритой, появилось чудо механики того времени — автомат в виде единорога. На спине этого сказочного животного находился леопард, державший в одной лапе щит с государственным гербом Англии, а в другой — маргаритку. Объехав вокруг стола, единорог остановился перед герцогом, и сопровождавший его рыцарь, вынув из лапы леопарда эту маргаритку, передал ее герцогу, сказав при этом остроумный, имевший отношение к принцессе и к цветку каламбур.

    Подобный же рыцарский привет был высказан Маргарите, дочери Франциска I, когда, сочетавшись браком с Эммануилом-Филибертом Савойским, она прибыла на родину своего мужа. Как только она ступила на Савойскую землю, ей тотчас же поднесли от имени ее супруга изящную золотую, украшенную драгоценными камнями свадебную корзину, всю наполненную прелестными белыми маргаритками и обвязанную красивой розовой лентой с надписью: “Каждый цветок имеет свою прелесть (достоинство), но если бы мне представили на выбор сразу тысячу цветов, то я все-таки выбрал бы маргаритку”.

    Людовик Благочестивый соединил также этот цветок с именем своей жены Маргариты. Он приказал сделать распятие, которое поместил в виде герба на своем перстне, и окружить его венком из маргариток и лилий. Таким образом, перстень этот напоминал ему всегда о Спасителе, Франции и его дорогой жены.

    С этой поры имя это сделалось среди принцесс любимым. Его носили герцогиня Анжуйская, мать Генриха VII, сестра Франциска I и другие. Его носит и мать итальянского короля, чрезвычайно популярная среди народа благодаря своему сердечному отношению к беднякам и их детям. В связи с ее именем и этой ее любовью к бедноте Мантегацца написал даже сказку о происхождении маргаритки.

    Сказка Монтегацци

    “Великое солнце, — говорит он, — ничто не любит так, как цветы, ни о чем так не заботится и ничто так не ласкает. И потому все растения в течение столетий всегда о чем-нибудь его да просили. Одни хотели быть крупнее, другие душистее, третьи желали иметь более красивые цветы. Только одно скромное растеньице, бледные белые цветочки которого, как звездочки, блестели на лугу, никогда не выражало никакого желания.

    Это заметило однажды солнце, и оно, остановившись перед растением, спросило его: довольно ли оно своей участью и не желает ли чего?

    – Спасибо, — отвечало растение, — я чувствую себя вполне счастливо таким, каким создал меня Господь.
    – Это прекрасно с твоей стороны, — сказало солнце, — но подумай, может быть, у тебя и найдется какое-либо желание, а мне очень хотелось бы его исполнить, если бы ты мне его выразила.
    – В таком случае, позволь мне во всякое время года цвести. Я радуюсь, когда меня срывают дети и играют со мной: я так люблю детей.
    – Пусть будет по-твоему, — отвечало солнце, — и так как ты среди всех цветов являешься единственным по своей скромности и походишь на жемчужину, то называйся отныне маргариткой.

    Говоря это, солнце прикоснулось к ее цветам одним из своих лучей и оставило в середине желтый кружок как свою печать, а лепестки ее, разойдясь в стороны, образовали нечто вроде солнечного сияния.

    Если гордые орхидеи, заключает свою сказку Мантегацца, украшают собой царские вазы, если дивные розы усыпают своими лепестками персидские ковры, то скромная маргаритка получает больше сердечных ласк, чем кто-либо, так как она живет среди народа и его детей, где радости реже, но зато сильнее и где чувство нежности не сделалось еще посмешищем. “

    Маргаритка в Англии

    Что касается Англии, то и там маргаритка пользовалась не меньшей любовью, чем и в остальной Европе.

    В песнях шотландских бардов поется, что впервые маргаритка была принесена на землю рукою ангела, посадившего ее на могиле безвременно погибшего юноши. В одной из песен Оссиана, где он оплакивает смерть своего погибшего во время битвы сына, поется так: “0н взял звезду с неба и опустил ее на землю в том месте, где была погребена вся надежда родителей; и на этом месте вырос цветок-звездочка — маргаритка”.

    Чосер в своих стихах называет ее “Day’s eye” — око дня, так как действительно цветок этот, как известно, раскрывается одним из первых на восходе солнца. Из этого-то названия образовалось то нежное, ласкательно-уменьшительное имя “Daisy” (Дэзи), которое дают в Англии как женщине, носящей имя Маргарита, так и самому цветку.

    Шекспир говорит о маргаритке в самых нежных выражениях: “Whose white investements figure innocence” (“ее белое одеяние изображает невинность”).

    Другой известный английский поэт, Монтгомери, выражается о ней так: “The rose has but a summer reign, The daisy never dies. ” (“Но роза царствует лишь одно лето, а маргаритка никогда не умирает”).

    И правда, в сыром, но довольно теплом климате Англии, маргаритку можно видеть в цвету почти круглый год. Однако ввиду того, что маргаритка к в Англии является иногда предвестником весны, то, прежде чем весна в действительности появится, нужно, по мнению деревенских английских детей, ступить ногой на 12 маргариток. Их же еще более суеверные родители говорят, что если пропустить случай ступить ногой на первую маргаритку, которую увидишь весной, то маргаритки покроют тебя или кого-либо из твоих близких друзей прежде, чем окончится год.

    Первомайская маргаритка

    Наконец, с маргариткой связано еще выдающееся событие последнего времени — сбор пожертвований в пользу борьбы со страшнейшей из людских болезней — с туберкулезом.

    Общественный сбор этот был устроен впервые в Швеции в 1908 году, и цветком, который должны были давать на память всякому внесшему свою посильную лепту, избрана маргаритка (у нас почему-то ее назвали белой ромашкой) как первый весенний цветок, как провозвестница весны и обновления жизни. С тех пор там ежегодно 1-го мая устраивают продажу этого цветка. Цветок продают по 5 копеек, и в первый же год в этот день было выручено около 80.000 рублей.

    За Швецией последовала Финляндия, потом некоторые другие государства, а в 1910 году наконец и мы. У нас эта продажа производилась в апреле, и надо было видеть, с какой энергией, любовью и восторгом всюду наша молодежь приходила на помощь этому святому делу. Пресса со своей стороны поддержала его, и действительно, как тогда писали, мы “забросали смерть цветами”. В одной Москве за этот день собрано было более 150.000 рублей.

    В заключение упомянем, что в Германии в 1739 году этому прелестному невинному цветочку грозила страшная опасность. Его обвинили вместе с собачьей ромашкой в ядовитости, и начальством было предписано уничтожать ее всюду, где бы она только ни встретилась. Однако, оттого ли, что недостаточно деятельно принялись за ее истребление, или оттого, может быть, что самое растение оказалось необычайно живучим, но грозное это предписание оказалось невыполненным, и прелестный цветок по-прежнему продолжает расти повсюду и усыпать своими многочисленными белыми звездочками поля и клумбы наших садов.

    По материалам книги Н.Ф. Золотницкого “Цветы в легендах и преданиях” , М.,1913.
    Фотографии О. Лялина.

    Читайте также:  Гидрогель и растения
    Ссылка на основную публикацию