Легенда о васильке

Легенда о васильке

Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Это один из любимых цветов россиян . Он растет на злаковых золотых полях , отражая в своих соцветиях всю синь летнего неба. Красивые открытки и картинки с изображениями васильков можно найти на сайте “Открытки позитивки” а разделах ” Полевой цветок ВАСИЛЁК!”, чтобы подарить своим близким в социальных сетях или отправить по электронной почте.

По древнегреческой легенде, “цветок Кентавра”, или Центавра, отсюда латинское название василька – Центауреа (научное название василька синего – Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была “центауреа” – василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea. Что касается второй половины его названия – “cyanus”, то она по латыни просто обозначает “синий”, окраску, которая является характерной для нашего цветка.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: “Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья”. “Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви”. “Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе”. Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С васильками у славян связано два праздника: “пошел колос на ниву” – отмечался при появлении колосьев на ниве и “именинный сноп” – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: “Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей”.

Праздник “именинный сноп” проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

Существует такая легенда о происхождении василька.

Красивую девушку полюбил король ужей, и она согласилась выйти за него замуж. Родственники не хотели отдавать ее за ужа, но пришлось это сделать. Уж забрал свою молодую жену на дно озера, где она жила в красивом хрустальном дворце и родила двоих детей: сына Василька и дочь Горпину. Через несколько лет жена попросила мужа-ужа отпустить ее повидаться с родными. Он согласился, только просил и ее, и детей ничего не рассказывать ни о нем, ни о том, каким путем они попадут в дом родителей. Обернулся он деревянным мостом, и жена с детьми в золотой карете выехала по нему из озера и прибыла домой. Ее отец попросил дочь прилечь отдохнуть, а сам вывел внуков в сад и стал расспрашивать их об отце. Василек помнил наказ отца и молчал, а Горпина проболталась о том, что отец, обернувшись мостом, до сих пор стоит над озером и ждет, когда они поедут обратно. Тогда дед взял топор, пошел к озеру, разрубил мост на куски, а сам вернулся назад, ничего не сказав ни дочери, ни внукам. Когда те сели в карету и приехали к берегу озера, то увидели, что моста нет, а вода вся красная от крови. Поняла тогда женщина, что отец убил ее мужа, и спросила детей, кто из них рассказал деду об отце. Когда она узнала, что это Горпина погубила отца, она повелела ей стать крапивой и причинять людям такую же боль, какую она причинила своей матери. А сына она обратила в цветок василек, сказав, что люди будут брать его для букетов и освящать в церкви.

В легенде, созданной под влиянием греческих сказаний об обретении креста Господня, рас¬сказывается, что васильки выросли на месте, где был закопан крест, на котором распяли Христа. Елена, мать римского императора Константина, провозгласившего христианство государственной религией, отправилась искать, где гонители Христа спрятали Его крест. Крест был закопан в землю, а чтобы его никто не нашел, навалили на это место кучу мусора и посадили дурман и белену. Бог, чтобы не допустить поругания святого места, дал некоему человеку, по имени Василий, семена цветов и велел посеять их на том месте, где были посажены ядовитые травы. Когда императрица Елена после долгих поисков взмолилась Богу, Он велел ей искать место, где растут голубые пахучие цветы. Елена пошла на Голгофу, нашла там среди кучи мусора место, где цвели васильки, и выкопала крест Господень.

О появлении васильков повествует позднее русское сказание, связанное с именем известного московского юродивого Василия Блаженного (под именем которого известен храм Покрова на Красной площади в Москве). Рассказывают, что когда Василий Блаженный умер, его тело нашли среди пахучих голубых цветов. Сначала думали, что этот запах издает тело святого, но потом убедились, что благоухала трава, в которой оно лежало. Поэтому цветы, прозванные васильками, пахнут ладаном.

Есть еще одна русская легенда о просихождении василька.

Давным-давно в красивого молодого пахаря Василия влюбилась прекрасная русалка. Юноша ответил ей взаимностью, однако влюбленные не могли договориться, где им жить – на земле или в воде. Не захотела русалка расставаться с Василием, поэтому превратила его в полевой цветок, который своей окраской напоминал прохладную синеву воды. С тех пор, согласно легенде, каждое лето, когда зацветают синие васильки, русалки плетут из них венки и украшают ими свои головы.

Вот такие удивительные истории сохранились в фольклоре разных народов об этом скромном синем полевом цветке – васильке.

Легенда о васильке

Там, где вырождаются цветы, не может жить человек!

Человечество на протяжении всей своей жизни разводит полезные растения и цветы. Цветами украшали палисадники и жилища.

Известно, что садовники Востока еще за 3000 лет до новой эры разводили розы, маки, ландыши, а в пирамидах Египта найдены семена и листья жасмина. Наряду с декоративными и плодовыми деревьями, кустарниками выращивали также тюльпаны, гиацинты, нарциссы, фиалки. А роза была самым любимым цветком.

С течением времени цветы нашли широкое распространение и в Европе. Сегодня сведения о садах Древней Греции черпаются из «Илиады» и «Одиссеи».

Если хочешь быть счастливым всю жизнь – выращивай цветы, считали древние философы. Особым почтением в Японии пользовались четыре растения: орхидея, бамбук, хризантема, вишня (сакура). Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств – честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года – весну, лето, осень, зиму. Эти растения воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и преданиях, а также стихотворных строках древних японских и китайских поэтов.

На Востоке древние поклонялись растениям и цветам, как живым существам. С растениями вели доверительные беседы, как с близкими друзьями. Их боготворили. Любимым растениям, когда неожиданно обрывалась их жизнь, ставили памятники. К цветам и травам обращались с заклинаниями и мольбой. Просили ветер и дождь не ломать деревья. В древних песнопениях молили не только о хорошем урожае, но и о продлении времени цветения.

Растения на Востоке воспринимаются как существа, стоящие в одном ряду с человеком, и им свойственно испытывать те же чувства. Цветок же – единственное существо на свете, сколь прекрасное, столь и беззащитное, дающее человеку радость и берущее на себя боль. Буддийская идея о том, что все имеет душу, и все может перевоплотиться во что угодно, к чему притянется душа, способствует такому миропониманию.

Цветы всегда играли важную роль в жизни всех народов. С ними связано множество красивых историй. Каждый цветок имел свою историю, а очень древняя история превращалась в легенду. В древности цветы не только радовали человека, но и помогали им в целительности, охраняли от сглаза, служили для украшения алтарей и жертвоприношений. Если вы прочитаете истории, мифы и легенды о происхождении цветов, многое узнаете. Вы узнаете, как белая роза превратилась в красную и какой цветок богиня Флора наделила чудесной силой возвращать память людям.

Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень-трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал ее с нечистыми помыслами.

Говорят, что папоротник цветет только раз в году в ночь на Ивана Купалу, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдет волшебный цветок папоротника, станет мудрым и счастливым в жизни.

Старинная славянская легенда рассказывает, что в ночь на Ивана Купалу полевые и лесные цветы устраивают хороводы при факелах ясенца. Соберутся вокруг него ландыши, васильки, астры, гвоздики, розы, тюльпаны, другие цветы, даже чертополох с красавкой и тихо-тихо веселятся. Колокольчики позванивают, маки лепестками-крылышками размахивают, ромашки в вальсе с васильками кружатся, и так все у цветов складно получается, что звезды на небе начинают моргать от удивления.

Если вам хочется рассказать о своих чувствах, но никого нет рядом, поговорите с геранью. Она отлично умеет слушать, а также придаст новых сил, поднимет над суетой жизни и окрылит. И если вы регулярно разговариваете с геранью, вам не понадобится психотерапевт.

Удивительные особенности растений – один из главных поводов к возникновению легенд.

Люди всегда верили в то, что живые цветы несут в себе особенную, позитивную энергетику. Причем, когда букет увядает, энергетика изменяется с плюса на минус. Поэтому нельзя дарить даже слегка увядшие цветы, а когда букет теряет свой первозданный вид, его нужно фазу же убирать из дома.

С давних времен существует традиция дарить цветы. И с тех же пор на основании многолетних наблюдений сложился целый язык, предписывающий, когда и какие цветы нужно дарить в тех или иных случаях. Так, считается нехорошим знаком дарить красные или бордовые цветы близким людям, потому что это очень быстро приведет к расставанию и беде.

Читайте также:  Легенда о лилии

Язык цветов еще с древних времен играет важную роль во многих мировых культурах. Цветами можно выразить чувства, которые по той или иной причине не могут быть выражены вслух.

1 цветок означает одно сердце, в желтом или оранжевом цвете – одинокое сердце;

3 цветка – я тебя люблю;

4 и 7 цветков дарить не принято;

5 цветков – счастье, благо, удача (дословный перевод: 5 благ вам на порог), чтобы дома у вас всегда было счастье и сопутствовала удача;

10 цветков – десять раз золотая, десять раз красивая (выражает восхищение любимой женщиной);

11 цветков – одно сердце, один смысл на двоих (обычно – подарок от любящего мужа любимой жене и наоборот);

12 цветков – из месяца в месяц преподносить свое любящее сердце (уместно дарить на юбилей знакомства, первой встречи или свадьбы);

16 цветков – желаю счастья (для друга, кровного родственника);

19 цветков – всю жизнь вместе (принято дарить на свадьбу);

21 цветок – самой любимой, любовь до самозабвения;

25 цветков – признание в любви;

27 цветков – я люблю жену;

29 цветков – вечно любимая;

36 цветков – пусть каждый день будет радостным;

101 цветок – ты моя единственная!

Адонис или горицвет

Однолетнее травянистое растение с дважды-трижды разделенными на узкие линейные доли листьями. Цветки имеют огненно– или кирпично-красный венчик с шестью-восемью лепестками. При основании лепестков – черные пятна. Название растению дано в честь прекрасного юноши Адониса, о котором рассказывает древнегреческая легенда. Богиня Афродита, рассердившись на дочь царя Кипра за то, что та недостаточно почитала ее, внушила ей страсть к собственному отцу. Царь Кинир вступает в преступную связь, не подозревая, что имеет дело с собственной дочерью, а, узнав, проклинает ее. Боги, сжалившись над нею, превращают несчастную в мирровое дерево. Спустя время из треснувшего ствола этого дерева рождается ребенок удивительной красоты. Афродита передает младенца в ларце на воспитание Персефоне, царице подземного царства. Вырастив Адониса, Персефона не пожелала с ним расстаться. Спор богинь разрешил Зевс, предназначив Адонису часть года проводить в царстве мертвых у Персефона часть года на земле у Афродиты, спутником и возлюбленным которой он становится. Никто из смертных и богов не был равен ему по красоте, и прекрасная богиня все время проводила с юным Адонисом. Вместе они охотились в горах и лесах Кипра, подобно богине охоты Артемиде, на зайцев, пугливых оленей и серн, избегая охоты на грозных львов и кабанов. Однажды в отсутствие Афродиты собаки Адониса напали на след громадного кабана. Это Артемида, разгневанная тем, что ей предпочли богиню любви, насылает на юношу свирепого зверя.

По другим преданиям, в свирепого вепря превратился ревнивый Арес, муж Афродиты. Адонис радовался предстоящей добыче, не подозревая, что это его последняя охота. Вот он уже приготовился копьем пронзить разъяренного кабана, но не успел: кинулся на него кабан и смертельно ранил юного охотника своими громадными острыми клыками. Умер Адонис от страшной раны. Убитая горем Афродита сама отправилась в горы разыскивать тело своего возлюбленного. Пробираясь по камням между скал, она не замечала, как острые камни и колючки терновника ранили ее нежные ноги; капли ее крови падали на землю, и на их месте вырастали душистые цветы. Наконец, нашла богиня тело Адониса, оплакала его, и с ней горевала вся природа. В память о своей любви вырастила она из крови Адониса прекрасный цветок, который распускается каждую весну. Сжалился Зевс над горем богини любви и велел он брату своему Аиду отпускать Адониса на полгода из мрачного царства умерших на землю к солнцу. С первыми весенними лучами солнца приходит Адонис на землю, и вся природа оживает, в степи и на опушках леса распускается золотисто-желтый цветок, названный его именем. Согласно другой легенде, цветок получил имя Адониса в честь финикийского и ассирийского бога солнца Адона, который ежегодно умирал осенью и воскресал весной.

Василек и его легенда

Ирина Вячеславовна Мозжелина
Василек и его легенда

Синий, как небо, цветочек – василек

И средь колосьев ржи,

Где кружатся мотыльки

Да кузнечики играют,

Взгляд приветливый бросают

Голубые васильки.

По древнегреческой легенде, “цветок Кентавра”, или Центавра, отсюда латинское название василька – Центауреа (научное название василька синего – Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя. Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была “центауреа” – василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea. Что касается второй половины его названия – “cyanus”, то она по латыни просто обозначает “синий”, окраску, которая является характерной для нашего цветка.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки. Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности: “Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья”. “Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне, и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви”. “Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе”. Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки. “…приводим историю написания И. А. Крыловым басни “Василек“, посвященной императрице Марии Федоровне. Начинается басня так:

“В глуши расцветший василек

Вдруг захирел, завял до половины

И, голову склоня на стебелек,

Уныло ждал кончины…”

С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии. В некоторых странах Европы известен под названием – Немецкий цветок (цветок с немецким характером). Из всех народов Европы наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

. Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С васильками у славян связано два праздника: “пошел колос на ниву” – отмечался при появлении колосьев на ниве и “именинный сноп” – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: “Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей”.

Праздник “именинный сноп” проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

Украинская сказка о Васильке

Жила когда-то в одном селе бедная вдова с единственным сыном – Василем. Он был красивым и трудолюбивым парнем, и многие девушки заглядывались на него. Но ни на одну из них не обращал Василь внимания. С утра до ночи работал он на своем поле, а возвращаясь домой, спускался к реке – умыться, отдохнуть, на закат полюбоваться. Он и не знал, что в той реке живет русалка, что каждый вечер глядит на него, раздвинув листья кувшинок. Глядит и тихо вздыхает.

– Ах, – шепчет русалка, – если бы ты полюбил меня, стали бы мы жить с тобой в речной глубине. Посмотри, как я прекрасна, как прохладно и красиво у меня под водой!

Когда Василь увидел русалку, услышал ее слова, наотрез отказался покинуть свою землю, свое поле, не захотел и смотреть на русалочью красоту.

– Тогда, – рассердилась красавица, – не доставайся ты никому! Стань цветком на своем поле!

Закачался цветок среди ржи. Был он синим-синим, как глаза Василя, как глубокая вода в реке! И назвали люди тот цветок васильком – в память об исчезнувшем юноше.

Дидактическая игра Дидактическая игра «Собери цветочек» – цель: закреплять правильное произношение звука в словах, дифференциация звуков (с – з,развивать.

Стихи о детях Брошенные дети- сверточки, кулечки, Вы- ничьи сыночки, впрочем, как и дочки. Крохотные ручки, голубые веки… Как же вы посмели, люди- человеки?.

Василек в легендах и сказках

Добрый день, дорогие мои друзья-читатели!

Настроение у меня сегодня совсем не осенне-зимнее! Оно цветочно-летнее, васильковое!

А чтоб немного заразить вас этим настроением, поделюсь вот таким красивым стихотворением:

Как те летние дни далеки,
Помню в хлебных полях васильки,
Средь пшеничных колосьев дугой
Василёчек возник под ногой!

И куда своим взглядом ни кинь,
Вижу в поле небесную синь,
Запах злака несёт ветерок
С тех полей, где растёт василёк!

Васильки, васильки, васильки,
Словно юности нашей деньки,
Они с детства несут добрый свет
И в России нежнее их нет!

Бесконечное множество раз
Наблюдал я красу твоих глаз,
В них волшебных цветов огоньки,
Их напомнили мне васильки!

Ну кто из нас не знает об этом милом полевом цветочке?

Василек – визитная карточка наших бескрайних полей и дорог!

Маленький кусочек неба, растущий среди густых колосьев, символ верности, безграничного доверия и искреннего веселья – вот таким знаем мы этот прекрасный цветок.

Лично мне кажется, что упоминание о нем есть в большей части всех народных песен и сказок.

На Руси с этим цветком было связано огромное количество всевозможных поверий и примет, нередко его цветы применялись девушками в ворожбе и гаданиях.

Но не только на нашей родине Васильки известны с незапамятных времен!

По всей Европе и Азии рассказывают сказки и легенды об этом простом, и в то же время загадочном полевом красавце.

Хотите узнать об этом подробнее? Ну что же, тогда слушайте…

Легенды из Европы: Древняя Греция и Рим

Постараюсь очень коротко пересказать вам самые популярные мифы древних греков и римлян:

  • Романтичный голубоглазый юноша по имени Цианус («cyanus» в переводе с латыни – синий) дни на пролет проводил в поле, воспевая хвалу римской богине цветов и растений Флоре и плетя веночки из миловидных полевых цветочков. Среди односельчан его считали странным, из-за его привязанности к василькам, не хотели водить с ним дружбу… И, увидев это, богиня Флора сжалилась над своим почитателем и хотела взять его под свое покровительство, да вот беда была в том, что оберегать она могла лишь цветы. И тогда она решила превратить Циануса в Василек – из-за его любви к этим небесно-синим цветам.
Читайте также:  Фикус язычковый

Есть у этой легенды и немного другая, менее позитивная, интерпретация.

В некоторых источниках юноша Цианус умер прямо в поле, а богиня Флора, восхищенная красотой его глаз, решила увековечить их в природе, вот и создала Васильки – синие копии добрых глаз трудолюбивого римского парня.

Кстати, это далеко не единственный миф, который нам рассказывает о том, что боги превращают людей в цветы. Подобным образом трактуют появление Ландыша , Маргаритки, Ромашки.

  • Древние греки из поколения в поколение передают другую легенду. Грозный и сильный кентавр Хирон, обладавший умением исцелять недуги и залечивать раны, получив ранение от руки Геракла, сумел быстро восстановить силы, и рана от стрелы греческого героя затянулась. И все благодаря тому, что Хирон отыскал цветок, сок которого был поистине чудодейственным. Как вы уже догадались, речь идет о Васильке. Кстати, научное название «Centaurea cyanus» («Центаурея» – от «кентавр», «цианус» – синий) пошло именно из этой легенды.

Вот такие рассказы мне удалось отыскать. Как видите, Василек был известен далеко за пределами Руси, причем задолго до ее создания.

Но, все же, наши сказания ближе и роднее, поэтому расскажу вам парочку самых распространенных из них.

Васильковые мотивы в русских легендах

Наши далекие предки приписывали Васильку самое разное значение:

  • Если девушка хотела очаровать парня, непременно нужно было сплести венок из васильков. Не знаю точно как, но, видимо, это работало! Ведь именно в конце лета-начале осени на Руси играли основное количество свадеб!
  • Для того, чтобы рассказать о своей преданности и верности девушке, парень дарил ей букет васильков.
  • Именно их этих синеглазых полевых красавцев плелись венки в период сбора урожая. Наверное поэтому Василек считался символом радости и веселья.

Что касается легенд об этих цветах, то их в наших закромах огромное множество…

Некоторые из них связаны с христианской верой (считается, что васильки выросли на месте распятия Христа), некоторые говорят о появлении этих цветов с легкой руки русалок.

Есть несколько совсем неправдоподобных сказок:

  • Голубоглазый король ужей всем сердцем полюбил юную красавицу. На удивление всем своим родственникам и друзьям она ответила королю взаимностью. Стали они жить в пещере на дне самого большого и глубокого озера. Король построил для своей любимой чудный хрустальны дворец. Родились у них дети – сын Василек и дочь Горпина. В общем, было все как в сказке. Да вот только загрустила девушка по родному дому и упросила мужа отпустить ее повидаться с отцом. Обернулся тогда уж деревянным мостом, по которому девушка с детьми вышла на берег и пошла в родную деревушку. Отец ее очень обрадовался возвращению дочери, да вот только как прознал, что вернулись они лишь на время, жутко рассердился. Пошел он ночью к озеру и изрубил в щепки деревянный мост. Кристально-чистые воды стали кроваво-алыми. Девушка, вернувшись на берег и увидев все это, горько заплакала и напрочь отказалась возвращаться в отцовский дом. Взмолилась она богам, и те помогли ей – превратили ее дочь Горпину в крапиву, чтоб та оберегала берег озера от непрошенных гостей, сына Василька – в чудный голубоглазый цветок, который напоминал бы девушке о ее муже. Сама же она вернулась на дно в хрустальный замок и остаток своих дней провела там.
  • А еще наши предки верили, что Василек – это цветок, в который отвергнутая русалка превратила понравившегося ей юношу. Само собой, тот красавец никак не хотел отвечать взаимностью полевой нечисти – полянице (так называли полевых русалок, завлекающих мужчин в полях), за что и поплатился. С тех пор он навсегда застрял в поле под чарами поляниц.

Ну а сейчас наслаждайтесь милыми фото Василька в естественной природе. А я с вами прощаюсь. Не пропустите новые статьи моего блога – подписывайтесь на наши обновления!

Легенда. Синий, как небо, цветочек – василек

«Васильки»

«. Среди колосьев спелой ржи,

Цвели своим небесным цветом,

На тонких стеблях васильки,

Мир наполняя нежным светом. »

(Олег Бояркин)

Однажды небо упрекнуло ниву в неблагодарности:

– Все, что населяет землю, благодарит меня. Птицы посылают мне пение, цветы – благоухание и цвет, леса – таинственный шепот, и только ты не выражаешь признательности, хотя не кто иной, а именно я наполняю корни злаков дождевой водой и заставляю вызревать колосья.

– Я тебе благодарна, – отвечала нива. – Я украшаю пашню вечно волнующейся зеленью, а осенью покрываю ее золотом. По-другому я не умею выразить своей благодарности. Помоги мне. Подскажи, что сделать и я буду осыпать тебя ласками и говорить о любви.

– Хорошо, – согласилось небо, – если ты не можешь подняться ко мне, так я сойду к тебе.

Мгновенно случилось чудо, среди колосьев выросли великолепные синие цветы, схожие цветом со знойным небом. С тех пор колосья хлебных злаков при каждом дуновении ветерка склоняются к посланцам неба – василькам и шепчут им нежные слова.

Василек пришел к нам из глубокой древности. Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.

По древнегреческой легенде, “цветок Кентавра”, или Центавра, отсюда латинское название василька – Центауреа (научное название василька синего – Centaurea cyanus, был в лечебном арсенале кентавра Хирона, воспитывавшего в глухом лесу юного героя, спрятанного от кровожадного властителя.

Старый кентавр обладал даром целительства, лечил мазями, настоями из трав, и одним из его любимейших растений как раз и была “центауреа” – василек синий. Он нашел, что сок василька, особенно же Centaurea jacea, обладает драгоценным свойством заживлять раны, и исцелил им себе нанесенную отравленной стрелой Геркулеса рану. Это послужило поводом назвать растение Centaurea.

Что касается второй половины его названия – “cyanus”, то она по латыни просто обозначает “синий”, окраску, которая является характерной для нашего цветка.

Славяне также знали о целительной силе василька и с древних времен применяли это растение для исцеления ряда заболеваний. С васильками у славян связано два праздника: “пошел колос на ниву” – отмечался при появлении колосьев на ниве и “именинный сноп” – проводился в конце лета перед уборкой урожая.

Во время праздника молодые девушки и парни собирались на окраине деревни. Они становились в два ряда друг против друга, брались за руки, а по рукам, как по мосту, шла убранная васильками и лентами девочка. Пары переходили из последних рядов в первые до тех пор, пока девочка по их рукам не подходила к ниве. У нивы она сходила на землю, срывала несколько колосьев и бежала с ними в село, где ее дожидались родители. Шествие от села до нивы сопровождалось пением: “Пошел колос на ниву, на белую пшеницу, уродись на лето рожь с овсом, со дикушей, со пшеницей”.

Праздник “именинный сноп” проводился в конце лета, перед уборкой хлебов. Женщины-хозяйки выходили с хлебом и солью зажинать ниву. Вязали первый сноп, украшали его васильками и ставили в красный угол дома. Первый сноп и носил название именинника.

В одной из древнеримских легенд говорится, что цветок этот получил свое название в честь синеглазого юноши по имени Цианус, который был поражен его красотой, собирал эти синие цветы и плел из них гирлянды и венки.

Юноша даже одевался в платье синего цвета и не покидал полей до тех пор, пока все любимые им васильки не были собраны до единого. Прекрасного юношу однажды нашли мертвым на хлебном поле, окруженным васильками. Узнав об этом, богиня Флора за такое постоянство и в знак особого к нему расположения превратила тело юноши в василек, и все васильки стали называть цианусами (цианус – значит синий).

С 1968 года василёк синий является национальным цветком Эстонии.

В некоторых странах Европы известен под названием – Немецкий цветок (цветок с немецким характером). Наибольшей любовью и популярностью василек пользовался и пользуется у немцев. Особенно же он стал им дорог с тех пор, как сделался любимым цветком императора Вильгельма I и его матери, королевы Луизы.

Очень любил эти цветы великий русский баснописец Иван Андреевич Крылов и в последнем завещании просил положить ему в гроб васильки.

Одна лишь синева в глазах,

И в небесах, и в поле.

Не видишь ничего в приволье, –

Лишь синева в глазах.

Зажмуришь их, и дашь им волю,

И вдруг – улыбка на устах:

Одна лишь синева в глазах,

И в небесах, и в поле!

Гавриил Кондратенко “Васильки

Жемерикин В.Ф. «Васильки» 2000

Светлана Родионова «Васильки» 2010

Живопись Марины Захаровой. Васильки.

Марина Захарова родилась в Костроме. Окончила Ярославское художественное училище в 1987 г. Член союза художников России с 1998 г. Принимает участие в Российских и зарубежных выставках, международных пленэрах в Германии, Польше и Греции. В 1998 г. получила награду от Президента России за творческие достижения. Работы художницы находятся в коллекции Костромского художественного музея, в частных коллекциях России и за рубежом. Большинство работ Марины Захаровой – натюрморты. Но сама автор не согласна с таким определением жанра ее картин. Говорит, что это настоящие портреты, правда цветов.

«Мне бы хотелось писать портреты; может, когда-нибудь я к этому дойду. Но мое отношение к цветам – как к портрету. То есть, портрет цветка… Это изучение цветка, желание понять, показать эту красоту»

“Васильки”

“Последнии дни лета”

“Птичка”

“Поле”

“В деревне”

“Васильки”

“Васильки”

“Летом”

“Летом”

“Пейзаж с васильками”

Поглядишь, как несметно

разрастается зло —

слава богу, мы смертны,

не увидим всего.

Поглядишь, как несмелы

табуны васильков —

слава богу, мы смертны,

не испортим всего.

Андрей Вознесенский, 1967

По следам легенд. обзор. Василек

Из комментариев :
“…А ты разве василёк никогда не покупала? Базилик – это же почти то же самое, как кот Базилио и кот Васька – один просто зелёненький, а другой с фиолетовым окрасом.» “Василий” – “Basilius”, а “BasilEus”, “Базилевс” – это попросту “царь”.
«А разве всех базилевсов должны звать Вася?»

Среди небес лазурно синих
Сият солцем луч златой.
Цветок на поле вольной волей,
Цветок на радости весной,
Не надо примерять одёжу,
На то что не было в веках.
Звенит над полем смех ребячий,
Ванюш, Анюток и Васят,
Златые кудри, сине очи,
Так много детства в небесах,
На весях, дружно и семейно,
Здесь поднимались на дрожжах.
Легенды, сказки расписные,
Гремит на целый Свет хвала.
А детвора по полю злату
Бежит быстрее, чем слова.

Этимология: Василек Др.-рус. переоформление греч. basilikon «царский» (цветок, растение), суф. производного от basileus «царь».

Но попробуем разобраться: Базилио и Василий, базилик и василек- это одно и тоже, и действительно произошли от слова «царь», или все же немного разные , по происхождению и исконному значению слова, и пришли они в разные времена и с разными народами. Ведь, действительно, как в народной памяти мог сохраниться Базилевс? С доисторических времен, с тех самых, когда кентавры лечили базиликом царей, которая и стала считаться царской . А может она великолепной вкусовой приправой была, ведь не знали еще тогда заморских благовоний, восточных пряностей далекой Индии и Месопотамии.
А василек назвали так, что был цветочек с царской короной и синий-синий, как царские облачения. Так и царь, надевая одеяния цвета лазурно-синего неба, вроде становился ближе к небесам.
Но может все было совсем не так?

Читайте также:  Уход за селагинеллой, виды селагинелл

«Василек пришел к нам из глубокой древности.
* . Во время раскопок гробницы Тутанхамона было найдено множество предметов из драгоценных камней и золота. Но найденный в саркофаге маленький венок из васильков потряс археологов. Цветы высохли, однако сохранили цвет и форму.»
К сожалению, не все так романтично, в другом тексте почти тоже самое было сказано про базилик…

Василёк (лат. Centaur;a) сем. Астровые. Большинство видов рода Василек имеет южно-европейское происхождение. Бывают белые, голубые, желтые, розовые, фиолетовые, синие, красные и бордовые. Но когда мы говорим Василек, то подразумеваем конкретный цветок – Василёк посевной, или синий (Centaurea cyanus), он встречается преимущественно в озимых хлебах, ржи, пшеницы, льна, реже — на паровых полях.. Медонос. Листья василька используются как приправа при консервировании и в мясных продуктах, обладают ароматом мяты, гвоздики и лимона. В медицине используется василёк синий, его цветки обладают мочегонным действием, применяются при отёках, связанных с болезнями почек. Васильки используются в косметике. Красителем для пасхальных яиц — яйца получают бирюзовый цвет. Цветки василька синего могут быть использованы для получения красок – голубой и синей (для шерстяных тканей), а также для изготовления василькового уксуса. Растение слаботоксично. Необходимо делать перерывы при применении препаратов или чая или настоек.

Если бросить цветок василька в огонь, а затем посмотреть на ночное небо, то покажется, что звёзды шевелятся. А вдыхание дыма василька вызывает страх.
Василёк носят с собой для привлечения любви. Он использовался в обрядах хлебопашества и вызывания созидательных сил матери-природы.
Ещё василёк применяют для снятия порчи, как защитное растение, растение-оберег, изгоняющее злых духов и демонов.

Народные названия: василек полевой, василек посевной, васильки, василечек, синюшник, синюха, синецветка, голубые цветы, блават, ржевый цвет, синька, иногда – барвинок малый, переполох, звонная трава, волошка, бобыльник, блаватка, лоскутница, синовница, хобер, “cyanus”, ,

Василек: Исп- aciano, azulejo, ит- fiordaliso, литов- rugiag;l;, нем- Kornblume, укр- волошка, фран- bleuet , Польск- Блакитный ещё синюха, синецвет. Удмурт- лыссаска лыз- синий, саска- цветок), хант йор- князь. Башк- зангари- голубой ,Тадж- асал(мед).

Чаще всего Василек называли, связывая его имя с цветом..

Синий. Азер- g;y, арм- kapuyt, вег- s;t;tk;k, b;zavir;gk;k, ac;lk;k, исп- azul, ит- turchino, казах- коьк, кит- q;ng, l;ns;, латин- caeruleus, латы- zils, финн- sininen,
Голубой. Белор- ярынны, санскр- n;;la, узбе- мовий, финн- vaaleansininen,

Азулен -синее красящее вещество, выделенное из эфирного масла ромашки. Имеет цвет лазури; светло-синий, голубой. Происходит от существительного лазурь, далее от ср.-в.-нем. laz;r, las;r «голубой камень», которое восходит через ср.-лат. lazurium, lasurium (итал. l;аzzurо, итал. l;azurroиз lazurro) к арабск. l;zavard.

Лен – нем. Lehn (сокр.), или Lehen, в средневековой Германии земельное владение (или иной источник дохода).
болг. лен, сербохорв. лан, словен. lan, род. п. lаnа, др.-прусск. linno, греч. linon, алб. гег. lini, м., тоск. liri, а также лат. linum, гот. lein “холст”, ирл. lin “лен”;
Лен. Арм- vush , vu;, нидер- vlas.
Овес – др.-русск. овьсъ, укр. вiвсюг “овсюг”, блр. овсюк, болг. овес, сербохорв. овас, чеш. оvеs, слвц. оvоs, польск. owies, в.-луж. wows, н.-луж. hows. Родственно лит. aviza “овес”, лтш. auza, др.-прусск. wyse “овес”, Сомнительно родство с др.-инд. avasam “пища, питание”, арм- varsak, др.-прусск. wyse, лат. av;na, лит. avi;a, венг-vazallus, чеш- len;k, vazal.
Рожь. Анг- rye, исп- centeno. (ср. лат. Centaur;a). Кентавр- это оказывается англо-испанская рожь)))

Василий. Происхождение имени Василий в нашей культуре связывается с канонизацией святых Василиев и включением их в христианский православный календарь.
«”Василий” – “Basilius”, а “BasilEus”, “Базилевс” – это попросту “царь”»

Басиле;вс (др.-греч. ;;;;;;;;, ;;;;;;;;; также басиле;й, базиле;вс, василе;вс) — монарх с наследственной властью в Древней Греции, а также титул византийских императоров (произносился уже с начальным «в», василевс). Басилевсами именовались также цари Скифии и Боспорского царства, ряда соседних государств. Басилевсом также назывался военный глава союза племён. Аристотель в «Афинской политии» пишет, что должность басилевса была унаследована афинянами в мифологические времена, во времена первых легендарных царей, то есть термин имеет очень древнее происхождение. Во времена Гомера (до VII века до н. э.), оно стало означать просто «царь», употребляясь наравне с более редким термином ванакс (;;;;;, затем ;;;;).
Из комментов: «А разве всех базилевсов должны звать Вася?»

Правители Руси. Второе место заняли представители имени Василий —занимали престол России пять раз: Василий I, Василий II (Тёмный), Василий III, Василий Шуйский, Василий Ярославич.князь Владимир Святославич незадолго до Крещения Руси сам был крещён и наречён именем Василий (в Византии в ту эпоху Василий — имя из императорского-именника).
Васи;лий II Болгаробо;йца (Булгароктон) (греч. ;;;;;;;;; B’ ;;;;;;;;;;;;;;; 958 — 15 декабря 1025) — византийский император из Македонской династии, Васи;лий Вели;кий (греч. ;;;;; ;;;;;;;;;, ок. 330—379), или Василий Кесарийский (;;;;;;;;; ;;;;;;;;;;), — святитель, архиепископ Кесарии Каппадокийской, церковный писатель и богослов. Василий Амасийский, Василий Анкирский (IV век), Василий Декаполит – инок, до 750г. в XVII веке частотность имени составляла 50 ‰, в XVIII веке — 47 ‰, в XIX веке — 66 ‰. Стабильно высокая частотность показывала второй результат после самого распространённого в прошлом мужского русского имени Иван.
22 марта. «Задолбил зиму Василий Капельник».
Васильев день (Новый год) — день народного календаря у славян, приходящийся на 1 (14) января. Название дня происходит от имени святого Василия Великого. Старинные названия дня Овсень, Таусень, Баусень. При этом совершался древний обряд посевания или обсевания, известный также как овсеньканье, ходить таусить, усенькать, кликать овсень. макед.
Vaclav (Vaclav). «большая слава».
Высь- др.-ирл. uasal «высокий».
Веселый. ст-слав. Веселъ словен. vese, др.-польск. wiesioy, Родственно лтш. vesels “здоровый, целый, невредимый”, иллир. имя собств. Veselia Felicetas в Далмации , являются расширениями и.-е. *vesu-; ср. др.-инд. vasu- “хороший”, авест. vahu-, vohu-, галльск. vesu- в собств., ирл. fiu “достойный; равный”, иллир. Vesclevis : др.-инд. vasucravas-;
Весь- деревня.словенск. v;s, чешск. ves, словацк. ves, польск. wie;, в. -луж. wjes, н. -луж. wjas. , др. -инд. vic;- ж. «селение» , авест. v;s-, др. -перс. vis- «дом» , лат. v;cus «селение» , готск. weihs «деревня» , алб. vis «место, местность.
Родственно лтш. vi;esis “пришелец, чужеземец”, лит. vie;;pat(i)s “господь” va;i;inti “потчевать, угощать”, др.-прусск. waispattin, “хозяйка”, др.-инд. vic;- ж. “селение”, авест. v;s-, др.-перс. vi;- “дом”, греч. ;;;;; – то же, ;;;;;;.

Касты по алфавиту. Вани — торговцы. (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) уже делились на четыре главных сословия, позже названные «варнами» (санскр. «цвет»): брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) – человек третьей касты – v;i;ya , и шудр (слуг и разнорабочих).
Базар- из перс. b;z;r – то же, ср.-перс. v;;;r; на дари- ba;ar- человек.

Легенды . Существует несколько легенд о происхождении василька. Согласно одной из них на том месте, где был похоронен Спаситель, выросла благоуханная целебная трава, впоследствии названная васильком.
Как-то гуляла по полям богиня плодородия Церера и услышала жалобный голосок васильков: “Нас пахари не любят, отделяют нас от ржи”. На что Церера ответила василькам: “Не зря вам дали цвет небесной твердыни: стойко держитесь возле труженика – ржи и не клонитесь, как клонит оно свои полные колоски. А раз в год и вас придут жнецы искать, чтоб украсить венками свои головы”. В этой легенде нашел свое отражение праздник урожая.
Одна из римских легенд сообщает, что василек получил свое название по имени прекрасного юноши Циануса, который был так увлечен красотой синих полевых цветов, что сам одевался во все синее. Он никогда не покидал поля, пока на них росли васильки, и без конца плел из них венки и гирлянды. Спустя некоторое время он был найден мертвым на хлебном поле среди его любимых цветов. Богиня флора, которую юноша любил более других, за его постоянство и любовь к ней, в знак особого расположения превратила тело юноши в любимый цветок, который с тех пор и получил название Cyanus.
Славянская легенда объясняет и происхождение названия. Одна русалка влюбилась в юношу по имени Василий. Но тот не ответил ей взаимностью и отказался последовать за ней в подводное царство. Влюблённая русалка обиделась и превратила юношу в синий цветок, который стали называть по его имени – василёк.
Ещё одна легенда рассказывает о другом происхождении василька. Как-то синее небо обратилось к хлебному полю, росшему внизу: «Всякое растение хвалит и благодарит меня за живительный дождь и солнечное тепло, которое я посылаю – цветы возносят ко мне благоухание, леса – шёпот листьев, и только хлебные поля никак не благодарят меня». Но колосья ответили небу: «Мы очень благодарны тебе, но мы не можем вознестись к тебе, и у нас нет ни чудного запаха, ни дивного шелеста листьев». «Тогда я само спущусь к вам», – ответило небо. Так и появились на хлебных полях синие цветочки – васильки.
Согласно мифу, бог Солнца Аполлон попросил Хирона воспитать его сына Асклепия. Кентавр согласился и начал обучать Асклепия, как распознавать лекарственные растения. Асклепий был хорошим учеником и вскоре превзошел даже своего учителя. В память о первом врачевателе травами – Хироне были названы два растения – василек – Centaurea и золототысячник – Centaurium (Centaurium erythraea. -сем. Горечавковые).

Когда царица Елена, мать императора Константина Великого, в 326 г., приехав в Иерусалим, хотела найти крест Господень, то долго не могла его отыскать и стала просить Бога помочь ей. Явился к ней один какой-то и говорит: «Ищите пахучего зелья Василия: где его найдете, там и крест обрящете». Пошли на гору Голгофу, и нашли его на том месте, которое поросло васильками. С тех пор и украшают крест васильками.

http://herbalogya.ru/library/centaurea.php , вики, и множество сайтов про васильки, Василия и словари

Вот как оно получится, если словами песни пети.
Вани да Васи с торговлею шли,
Их угощали хлебами из ржи,
На рушниках голубой синий лен,
Небо лазурное, свадебный звон.
Люди хорошие, высь высока,
Веси весной расцветают от сна,
Может быть здесь жил веселый народ,
Глаз васильковых и золото слов.
Может быть счастье так было светло,
Что васильками назвали цветы.

Не Базилевс основой львиной
В столетьях прославлял века,
Но взгляд очей лазурно-синих,
Волос златистая копна,
Что василек среди пшеницы
На солнце золотом волос
Светились ярко и лучисто
Голубизной глаза до звезд.

Но Василевс вассалом верным
Царь величайшего царя
Сидел на троне как на злате,
В одеждах синих- в небесах,
Ни дать, ни взять,
Средь солнца –злата
Сияет голубой сапфир,
Что охранять его достоин,
Поставлен стражем чудный змий,
За Василевса- василискус,
Угроза и охрана дней,
Но только скромный наш цветочек,
Ужель в покои угодил?
Ходили Васи и Ванята,
По странам, весям , городам,
Ходили весело с товаром,
И торговали тут и там,
Искусней притчи нет причуды,
Товар базары защитил.
Но Василек.. какое диво!
Лучистей всех монеток звон.

Среди небес лазурно синих
Сият солцем луч златой.
Цветок на поле вольной волей,
Цветок на радости весной,
Не надо примерять одежу,
На то что не было в веках.
Звенит над полем смех ребячий,
Ванюш, Анюток и Васят,
Златые кудри, сине очи,
Так много детства в небесах,
На весях, дружно и семейно,
Здесь поднимались на дрожжах.
Не надо складывать легенды
Про злых воюющих царей,
Им словеса слагая гордо
На благодарственность речей.
Кто завоевывая страны,
Губил и грабил, убивал,
Свою злодейскую натуру
В одежды, в роскошь наряжал,
Но чтобы делал без Васюты
Когда б Васятка хлеб не жал,
И чтобы делал без Анютки,
То кто одежду бы соткал?
Легенды, сказки расписные,
Гремит на целый Свет хвала.
А детвора по полю злату
Бежит быстрее, чем слова.

Ссылка на основную публикацию