Икебана: описание и особенности ухода

Правила составления икебаны

Составление оригинальных букетов – это настоящее искусство, которому не может научиться каждый желающий без природного дара чувствовать и понимать язык цветов и видеть их настоящую красоту. У истинного мастера икебаны это чутье заложено генетически. Ведь очень непросто увидеть гармоничную композицию, состоящую из различных видов цветов и сухих веток, которые сами по себе не представляют никакой ценности, а в букете играют важную роль и имеют свое значение. Идеально составленный букет и умело подобранный к нему сосуд могут передать не только настроение составителя, но и его мысли, переживания, чувства.

Профессионально составленная цветочная композиция – это как произведение искусства, потому что в ней каждое растение, его цвет и форма объединяются одной мыслью, общим значением. В букете все имеет свое место расположения и гармонирует друг с другом. Такой гармонии и идеального сочетания предметов можно достигнуть только с многолетним опытом работы и с помощью специальных технических приемов. Создание индивидуального пространства, массы, особого фона и различных линий – это и есть те секреты икебаны, которые понятны только настоящему мастеру.

Значение линий

Мастера икебаны из Японии точно знают, что цвета и оттенки растений в букете являются не самым главным элементом. Гораздо важнее и значимее линии, при помощи которых цветочная композиция приобретает высоту, глубину и ширину. Линиями, расположенными в различных направлениях, можно усилить и выделить определенную тему, показать истинное назначение данной икебаны. Например, равнодушное и холодное отношение можно передать горизонтальными линиями, большую радость и хороший душевный настрой – диагональными, а вот горе и скорбь при помощи диагоналей, направленных вниз.

В каждой цветочной композиции линии являются основой для создания гармоничного букета. Когда разнообразные материалы (например, сухие ветки, опавшие или сорванные листья и др.) полностью заполняют все пространство между линиями, то назначение икебаны считается достигнутым, так как она становится индивидуальностью.

Значение цветовой массы

Цветовая масса в букете – это то же самое, что основной фон в картине. Главный цвет композиции обычно располагают у ее основания, а для его создания используют большое количество мелких цветов (одинакового оттенка) или ветки с лиственных и хвойных растений. После выбора основного цвета (или нескольких цветовых масс) на цветочную картину наносятся многочисленные штрихи при помощи других растительных экземпляров. Очень важно, чтобы цветочные массы, если их в икебане несколько, идеально подходили к друг другу.

Такие цветущие растения, как бегонии, гиацинты, крокусы, фиалки, герань, герберы чаще всего применяются для создания цветовой массы.

Значение цвета

Сочетание цветов и оттенков – это тоже целая наука, потому что цвет способен менять настроение человека в лучшую или худшую сторону, вызывать разные чувства и влиять на общее состояние.

Такие яркие цвета, как оранжевый, желтый и красный, вызывают положительные эмоции и пробуждают теплые чувства. Японские мастера икебаны очень часто используют золотистый и желтый цвет в качестве основы композиции, так как они словно увеличивают остальные предметы букета и привлекают внимание ко всей картине в целом.

Синий, фиолетовый и голубой цвета используют в сдержанных по настроению и чувствам букетах, потому что они считаются холодными.

Очень востребованными и популярными являются композиции, основанные на контрасте цветовых оттенков. Необходимо учитывать классические сочетания и сопоставления цветов, которые гармонично смотрятся друг с другом – голубой и оранжевый, желтый и фиолетовый, синий и красный, белый и черный, белый и красный, черный и красный.

Зеленый цвет в икебане связывает между собой все остальные цвета и считается нейтральным.

При составлении цветочной композиции необходимо учитывать сочетание окраски цветов, основного фона и емкости, в которой она будет находиться.

икебана

Стили икебаны

Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.

За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.

Татебана – самый древний и почитаемый стиль икебаны, послуживший основой для всего последующего развития этого искусства. Цветочные композиции в этом стиле широко использовалась в религиозных обрядах. Наряду с подсвечником и сосудом для благовоний их традиционно устанавливали возле статуи Будды в качестве подношения божеству и напоминания о недолговечности красоты и бренности жизни.

Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.

Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.

Нагеирэбана или нагеирэ (цветы, брошенные в воду) – стиль икебаны, возникший в Японии в противовес строгому стилю рикка. Его основной идеей стало естественное расположение цветов в вазе с опорой стеблей на края сосуда. Композиции нагеирэбана могли быть прямостоячими, наклонными, лежачими, свисающими и настенными. Благодаря своей демократичности, они быстро завоевали популярность у жителей Японии.

Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.

Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.

Поскольку чайные церемонии часто проходят в темное время суток, в чабане нельзя использовать цветы желтого цвета. В полумраке они становятся плохо видны.

Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.

В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.

Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.

Автор статьи Ученный Агроном Степанов Максим.

Икебана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:52, реферат

Краткое описание

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadō («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. …. 3
ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКЕБАНЫ
§ 1.1 История появления икебаны в Японии……………………….…..5
§ 1.2 Сущность искусства икебаны………………………………….…..8
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИКЕБАНЫ
§ 2.1 Особенности конструирования икебаны…………………………..12
§ 2.2 Современное искусство икебаны ………………………………. 13
Заключение……………………………………………..…………………….…19
Список использованных источников………………………………………..21

Вложенные файлы: 1 файл

Эстетика_Икебана.doc

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКЕБАНЫ

§ 1.1 История появления икебаны в Японии……………………….…..5

§ 1.2 Сущность искусства икебаны………………………………….…..8

ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИКЕБАНЫ

§ 2.1 Особенности конструирования икебаны…………………………..12

§ 2.2 Современное искусство икебаны ………………………………. 13

Список использованных источников………………………………………..21

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что искусство икебаны является одним из самых популярных в Японии и считается символом воплощения высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.

Икебана – японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия – kadō («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана развилась в отдельную школу, обучение в которой сродни священнодействию. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана – это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд – также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны – пустота.

Цель реферата – раскрыть суть искусства икебаны.

Для достижения названной цели поставлены следующие задачи:

– рассмотреть история появления икебаны в Японии;

– определить сущность искусства икебаны;

– проанализировать основные направления икебаны;

– изучить особенности конструирования икебаны.

В ходе написания данной работы были использованы: учебники, учебные пособия, статьи.

Для написания главы 1 использовались такие источника, как: А.А Ванслов. Икебана в современном мире; Коевенская Т., Панкратов В. Цветочная аранжировка; Р.А. Куренкова. Эстетика; И.П. Никитина. Эстетика; Н. Стешенко-Григорьева. Искусство икебаны учит понимать красоту; С.Н Титов. Искусство икебаны: объект, предмет, содержание. Г. Шишкина. Цветовая музыка школы нансо.

Для написания главы 2 использовались такие источника, как: Б. Виппер. Статьи об искусстве; Г. Зайцева. Икебана – цветы, которые живут; А. Зись. Основные направления искусства икебаны; Г.Е Светлов. Путь богов: синто в истории Японии; Г.Е. Светлов Колыбель японской цивилизации: история, религия, культура; В. А. Пронников. Икэбана, или вселенная, запечатленная в цветке.

ГЛАВА 1 ОСОБЕННОСТИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ИСКУССТВА ИКЕБАНЫ

§ 1.1 История появления икебаны в Японии

История происхождения классического японского искусства икебана уходит корнями в столетия и берёт начало от буддийского ритуала возложения подношений в храме. В VI в. буддийское учение проникло в Японию и было связано с ритуалом возложения на алтарь цветов в знак почитания Будды. Во время этого ритуала в Индии рассыпались лепестки, а к началу Х в.в Японии цветы начали преподносить в вазах, на подставках. Ритуал подношения исполнялся духовенством.

Название искусства икебана связано с озером ikenobo, возле которого жил священник храма Роккакудо в городе Киото. Он владел искусством составления цветочных композиций настолько хорошо, что священники других храмов обращались к нему за советом. Отсюда берёт своё начало старейшая школа искусства икебана. Появляющиеся в храмах первые композиции имели достаточно крупные размеры, достигали более 1,5 м. в высоту.

С середины VII века в икебану внесли третий элемент, который обозначал человека. Этим выражалась гармония природы и человека. И сейчас традиционно сохраняется трехчастность композиции – три главные ветви – символы Неба, Земли и Человека. Эти три ветви образуют треугольник, обязательно асимметричный, поскольку еще в древности было записано: «Цветы следует помещать в вазу так, чтобы был виден изящный вкус; надобно избегать симметрии, однообразия или пестроты. Если же ветви составляют какую-то правильную фигуру, а цветы уж слишком строго подчинены правилам сочетания, то это будет похоже на сад в городской управе… Как же узреть в сем истинное совершенство?» 1 .

Но идет время, меняется эпоха, и из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX-XI в.в.) – золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.

Но вот все сильнее звучат новые идеалы. Класс воинов – самураи, – начинают играть все более важную роль в жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина – Бусидо, – становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII-XIV в.в.) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности, Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры – японской вишни.

Читайте также:  Нолина: описание и особенности ухода

Следующий этап развития икебана вновь связан с духовной жизнью страны. В Японию приходит «дзэн» – особое направление буддийской философии, в котором «мысль изреченная есть ложь», а молчание исполнено глубочайшего смысла. Окружающий человека мир – лишь обман и иллюзия, а Высшая Истина может быть найдена в душе, идущей по пути совершенства. И, наряду с живописью, каллиграфией, стихосложением, икебана становится путем постижения Истины, Путем Цветка – Ка-До. Искусством составления композиций из цветов занимаются монахи в монастырях и правители во дворцах, мудрецы пишут трактаты, посвященные канонам икебана, а имя одного из лучших мастеров – Икэнобо Сэнъэй –позднее даст название дошедшей до наших дней самой древней и традиционной школы икебана – Икэнобо. Композиции становятся лаконичными и естественными до предела. Возникают такие направления, как нагеире – «цветы, брошенные в вазу», и тябана – «чайные цвет» (цветы для чайной церемонии) 2 .

Сейка, или Сёка, появившаяся в начале XVIII века, в период Эдо, как реакция на закостенелый и строгий стиль Рикка, представляет собою упрощенную Рикку. И количество, и ассортимент растений стали минимальными, техника установки растений в вазе значительно упростилась. В конце XVIII века Сейка, сочетая в себе благородство рикки и простоту нагеирэ, завладела местом в токономе. В основе трехлинейной асимметричной структуры стиля – разносторонний треугольник, представляющий хорошо известное отношение небо-земля-человек. Аранжировщик при этом стал более свободным в выборе количества и качества материала, но изобилие его и разнообразие ассортимента не допускалось.
Появление этого стиля стимулировало возникновение ряда новых школ икебаны. Среди них выделяется Корю, существующая и поныне и в своем развитии давшая много дочерних ответвлений. Все эти школы действовали, главным образом, в период Эдо. Тогда же центр цветочной аранжировки переместился из Киото в Эдо (старинное название г. Токио), где устраивалось много выставок, а Сейка ставилась в ресторанах и других общественных местах. Требовалось упрощать форму икебаны, чтобы легче было аранжировать и обучать этому делу.

К началу XIX века относится и возникновение хорошо известной школы Мисё. Каждая из появлявшихся школ привносила свои понятия в развитие стиля Сейка. В 1868 г после буржуазной революции и столетия государственной изоляции, Япония под руководством молодого императора Мейдзи открыла свои двери Западу. Столица была перенесена из Киото в Токио. Феодальная система была нарушена, появились новые социально-экономические и политические институты, включая парламент, университет, банки и т. д. В течение 25 лет периода Мейдзи японцы осваивали западные пути развития общества. Усиливалась критика традиционной икебаны, стиль нагеирэ стал более приемлемым для общества. Большинство школ было связано с храмами, поэтому их популярность падала, они приходили в упадок. Многие школы, в первую очередь те, что были под покровительством военной касты (сегунаты), терпевшей крах вместе с феодализмом, стали исчезать. Мастера разъезжались в провинции в поисках стабильной жизни. И сейчас еще можно встретить там остатки старых школ.
Все же в обновленной стране от феодальной системы оставались многие традиционные обычаи, включая икебану, хотя и измененную, часто искаженную. В 80-е годы прошлого века начали бурно восстанавливаться национальные духовные ценности, искусство, в том числе и икэбана.
В 1889 г. восстановлена школа Икенобо, ее филиалы по стране, школа Корю и др. Икебана стала обязательной для элементарного образования женщин. По всей Японии она приобретает разнообразные и очень энергичные формы. Но ее архитектоника осталась прежней – треугольник, образуемый тремя главными элементами (Син, Соэ и Хикаэ). Вместе с развитием культурно-экономических связей с Западом икэбана стала обновляться и обогащаться новыми идеями и новым ассортиментом растений, дотоле невиданных в Японии (роза, гвоздика, стрелиция, тюльпан и др.).

§ 1.2 Сущность искусства икебаны

Сейчас в Японии насчитывается около 300 школ и направлений икебаны. Японские композиции из цветов и растений отличаются особой гармоничностью. В основе любой композиции лежит разносторонний треугольник – японцы считают его выражением наиболее глубокой гармонии. Японский мастер при создании композиции обязательно учитывает форму, цвет и размер вазы, а также все то, что окружает ее, – фон, подставку и освещение 3 .

Школа Икенобо входит в тройку самых влиятельных в Японии. Она является хранительницей самого древнего стиля – рикка. Для композиций этого стиля используют глубокие вазы с расширенной горловиной. Растения в композиции стиля рикка не опираются о стенки вазы, а выходят из воды одним пучком, как будто на едином вертикальном стволе высотой 15 см.
В противовес тяжелой композиции рикка в начале XVIII столетия создается стиль сека – это асимметричная трехлинейная композиция, наиболее полно выражающая японское понятие красоты природы. Цветы ставят как в низкие, так и в высокие вазы. Главные и дополнительные элементы расставляют в вазе так, чтобы они выходили из нее вверх вместе, образуя один ствол высотой 8-10 см. Для крепления растений используют деревянную развилку (матаджи) или металлический держатель (кензан).

В конце XIX в. в национальной культуре, экономике, искусстве Японии произошли крупные перемены. Был положен конец многовековой изоляции страны от всего мира. Тогда и возникла школа Охара. Усином Охара было создано совершенно новое направление – морибана (цветы, нагроможденные в вазах). Морибана дала возможность отображать природу и природный ландшафт в сосуде с водой. Композиция устанавливается в низких вазах (широкие блюда, подносы, мелкие миски). Для крепления растений здесь требуется совсем другой держатель – с открытыми гнездами (сиппо).
В композициях в высоких вазах с узкой горловиной (направление «хейка» или «нагаире») растения опираются о края вазы.

В композициях любого стиля создается основа из трех элементов: первый – господствующий, второй – второстепенный, третий –дополняющий. Кроме основных элементов обязательно должны быть наполнители, которые насыщают пространство. 4

В 1936 г. японский художник Софу Тэсигахара вместе с известными мастерами икебаны сформулировал принципы «Новой икебаны». Он отверг устоявшиеся канонизированные формы, расширил ассортимент используемых растений и сосудов. Софу впервые за всю историю икебаны начал использовать для создания композиций перья, камни, бумагу, проволоку, пластик, металл и т.п. Особенностью этой школы является то, что каждый может составить композицию в любое время, в любом сосуде и из любого материала.

Сделав икебану свободным искусством, упразднив многие запреты и строгие правила классики, мастер помог приобщиться к процессу творчества тем, кто боялся нарушать многовековые традиции, к которым у японцев благоговейное отношение.

В переводе с японского Согэцу означает «трава-луна». То есть всё находящееся между ними, от песчинки и до ледяных просторов космоса, может быть отражено в композициях. Главное, чтобы в них присутствовали дух и гармония. Японцы настолько высоко оценили подаренную им свободу творчества, что стали называть Софу Тэсигахара «живое национальное сокровище». 5

Обучение икебане японский мастер обычно начинает рассказом об эпизоде из истории этого искусства. Прославленный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (XVI в.) создал оригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука. При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в вазе медленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленных необычайной красотой икебаны и не знающих, можно ли признать композицию совершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину». Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии 6 .

Икебана: Искусство создавать прекрасное

Японское искусство икебана можно соотнести с европейской аранжировкой цветов, но очень и очень условно. Первоначально икебана представляла собой подношения на алтарь богов.

  • Содержание:
  • Содержание:

Корни японского искусства аранжировки цветов уходят в VI век, когда в Японию пришел буддизм. И полторы тысячи лет эта традиция, не прерываясь, развивалась, обогащалась новыми красками и идеями. Первые композиции икебана появились в храмах и были достаточно крупными, мощными, достигавшими высоты 1,5 м и даже больше. Позднее они получили название рикка или татибана – “стоящие цветы”.
Каждая ветвь и каждый цветок, входящие в рикка, были наполнены философской и религиозной символикой и носили особые названия — прямая ветвь, поддерживающая, скрытая, ниспадающая, принимающая тяжесть, плавающая и др.
Цветы, которые выбирались для композиции, также имели символическое значение. “Цветы сливы делают нас возвышенными духом, орхидеи погружают нас в глубокую задумчивость, хризантемы возвращают нас к жизни природы, лотос побуждает нас отрешиться от чувственных удовольствий, вишневый цвет вселяет в нас ликование, пион пробуждает дремлющие в нас силы, банан и бамбук настраивают на поэтический лад, цветы бегонии делают нас игривыми, сосна побуждает отвратиться от мирской суеты, тунговое дерево очищает нашу душу, а ива вселяет в сердце волнение” (Чжан Чао “Тени глубокого сна”).
Сама композиция олицетворяла Мир, как он представлялся древним: из широкой горловины сосуда – символ Мирового Океана — поднималось дерево — Мировое Дерево, растущее на горе Сумеру или Хорай – центре всей Земли. Именно с тех пор и сохранилась до нашего времени символичность, осмысленность композиций икебана, а также строгие пропорции и законы их построения.
Но идет время, меняется эпоха, и из храмов и святилищ композиции входят в дома и дворцы, становятся украшением интерьеров и приобретают большую легкость и естественность. Эпоха Хэйан (IX-XI вв.) – золотой век японской культуры. Это удивительное время, когда умение чувствовать прекрасное считалось главным достоинством человека. И, отражая эпоху, икебана приобретает особую утонченность и изящество, причудливость и гибкость линий.
Но вот все сильнее звучат новые идеалы. Класс воинов – самураи,- начинают играть все более важную роль в жизни страны. И суровая простота, аскетизм Пути Воина – Бусидо, – становятся главными и в эстетике. Эпоха Камакура (XII – XIV вв.) помогает композициям избавиться от пышности, перегруженности, излишней вычурности, Символом воина, готового без сожалений отдать свою жизнь в момент величайшего ее взлета, становятся мгновенно расцветающие и облетающие под ветром цветы сакуры – японской вишни.
И новый поворот в истории икебана. XVII – XIX века – эпоха Эдо. Вновь расцвет искусств, музыки, живописи, поэзии, театра. Но, возможно, в противовес аскетичной духовности предыдущей эпохи, основным жизненным принципом становятся простые человеческие радости, наслаждение жизнью. Искусство из элитарного, тайного действа становится массовым. Появляется знаменитая японская гравюра укие-э (“картины мгновенной, изменчивой жизни”) – шедевр великого мастера может быть тиражирован в сотнях экземплярах. Наряду с церемонным, наполненным символическим смыслом театром “Но” появляется театр Кабуки – народный и демократичный. А где-то на дорогах Севера гений японской поэзии Басе создает свои бессмертные трехстишия хокку.

Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, не­обходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространст­венная структура, способствуют восприятию ее в качест­ве единого целого. Конструирование икебаны, как и иероглифа, основа­но на сочетании элементов, каждый из которых несет оп­ределенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранно­го сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал — главный конст­руктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны ак­тивными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что поз­воляет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и иг­рает роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки оли­цетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по вет­вям и по стволу. Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны явля­ется асимметрия. Элементы, составляющие такую ком­позицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэто­му в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу «трех плоскостей»: одна линия А: символ неба, руководящее начало («син»), другая линия В — человек («соэ») и третья линия С : символ земли («хикаэ»). Главные элементы букета «син», «соэ» и «хикаэ» составляют этот скелет. Эти ли­нии могут быть ветками или цветами.

Важнейшим эле­ментом икебаны является «небо», от его направления и динамики зависит эффект всей ком­позиции. Опорой для неба служит «человек», он дол­жен соответство вать небу по форме и направленности. «Земля» уравнове­шивает компози­цию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором ли­ний играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цве­там и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам — растения зеленой или светлой ок­раски. Далее мы приведем все правила, которые жела­тельно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страни­цах этой книги, и это не случайно — ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам при­дется ознакомиться с так называемыми заповедями тра­диционной икебаны. Их всего пятьдесят.
Прочесть пятьдесят правил составления икебаны

Читайте также:  Микроудобрения: описание и особенности ухода

Икебана по-русски
Книга

Из книги `Икебана по-русски` читатель узнает о древнем японском искусстве создания цветочных композиций. Причем для составления букетов не понадобится никаких редких р�.

Из книги `Икебана по-русски` читатель узнает о древнем японском искусстве создания цветочных композиций. Причем для составления букетов не понадобится никаких редких растений и материалов. Все предлагаемые икебаны сделаны из цветов, произрастающих в средней полосе России. Именно поэтому книга и носит такое название. А залогом успеха увлекательного занятия станут подробные инструкции и иллюстрации.

Цветочный дизайн. Икебана
Книга

История Японии хранит множество загадок; искусство составления букетов, чайные церемонии, очаровательные карликовые деревья, поражающие красотой и изяществом сады кам.

История Японии хранит множество загадок; искусство составления букетов, чайные церемонии, очаровательные карликовые деревья, поражающие красотой и изяществом сады камней, мир кабуки и гейш. И одну из этих тайн раскроет вам энциклопедия цветочного дизайна “Цветочный дизайн. Икебана”!
Зимняя композиция из палочек корицы, розы и сосны или осенняя миниатюра на подносе из хризантемы и желтых листьев клена, а может быть, аранжировка в двух кружках из весенних веток ивы и гиацинта или собранные в чайнике тюльпаны, сухая мята и листья юкки? Хотите быть оригинальными – все очень просто!
Вы узнаете, как с помощью закона трех линий составить необычную аранжировку и тем самым добавить в интерьер вашего дома восточную нотку. Благодаря искусству икебаны вы сможете поразить даже самого искушенного любителя букетов!
Особенности продукта:
История икебаны: небо, человек, земля. Композиция: стили, формы, ряды, расстановка. Цвет: язык цвета, контраст, гармония. Все о школах Согецу, Икенобо, Охара. 120 идей для создания икебаны на каждый день. Полный список растений, используемых в аранжировках.
Язык интерфейса: русский.
Системные требования:
Windows 2000/XP/Vista;
Pentium II 500 МГц;
64 Мб оперативной памяти;
156 Мб свободного места на жестком диске;
Разрешение экрана 1024х768 с глубиной цвета 16 бит;
Internet Explorer 6.0 (есть на диске);
Звуковая карта;
Устройство для чтения компакт-дисков;
Клавиатура;
Мышь.

“Радость творчества есть высшее проявление человеческой сущности” – эти слова Софу Тэсигахара могут служить девизом созданной им в 1927 году в Токио новой школы икебаны. Он назвал её “Согецу” (“со” – трава, “гецу” – Луна). В этом названии – идея чувственного переживания всего сущего от малой частички до бесконечной Вселенной.
“Согецу” – всемирно известная японская школа аранжировки растений. Её направленность отражает последние тенденции пространственного решения среды обитания человека с включением природного и растительно-декоративного материалов в ансамбле с другими видами искусств.
Школа учит прислушиваться к своему внутреннему состоянию и передавать его с помощью композиций, открывает новый взгляд на окружающие нас вещи. За медитативным занятием складывания цветов в настроение (или наоборот: настроения – в букет) можно было застать буддийских монахов в Японии XI века, членов императорских семей и самураев XV столетия, а позже – и более демократические слои городского населения Страны восходящего солнца.
В нашей стране японское искусство букета приняли на самом высоком уровне. В 1968 году в ГМИИ им. Пушкина в Москве и в Эрмитаже (Ленинград) прошли персональные выставки Софу Тэсигахара. После его приезда в Москве, в посольстве Японии, открываются курсы икебана. Икебану в России узнали через “Согецу”, и лишь в 90-е годы появились школы других направлений.
Искусство икебана – не только дань красоте цветов, но и наивысшее выражение понимания человеком гармонии мира. Пока человек составляет букет, считают японцы, его душа общается с Природой и через созерцание познает суть вещей. Икебана учит видеть в травинке – луг, в цветке – сад, в мимолетном – вечное. В икебане отражается один из буддийских постулатов о быстротечности всех явлений в окружающем нас мире. Она помогает постигать тайные механизмы жизни, которые приводят в движение самые разные начала и индивидуальности. Это искусство любви и терпения, философия сосуществования, актуальная как в маленькой семье, так и в большом мире.
Основатель “Согецу” был художником-живописцем и живо интересовался новыми авангардными течениями во французской живописи, дружил с Сальвадором Дали, помог знаменитому сюрреалисту оформить его сад. Софу Тэсигахара привнес в икебану новые нетрадиционные материалы: металл, стекло, камни, проволоку. Авангардные устремления художника далеко не сразу приняли на Родине – сначала школа “Согецу” прославилась в Европе и, лишь спустя десятилетия, – в Японии. Кстати, примерно такой же путь к признанию у себя на родине прошли и знаменитые теперь на весь мир японские дизайнеры одежды.
Дело отца после его смерти продолжил сын – Хироси Тэсигахара, знаменитый еще к тому же кинорежиссер (“Женщина в песках”, “Чужое лицо”) и художник – керамист. Школа “Согецу” отправилась в мировое турне. Сегодня “Согецу” – это самая передовая и крупнейшая школа икебаны в Японии, имеет 120 филиалов и более миллиона последователей в 35 странах.
Принцип Школы “Согецу” – создание икебаны должно быть не только приятным занятием, но и активным творческим процессом. “Радость творчества есть высшее проявление человеческой сущности” (Софу Тэсигахара). Для этих целей “Согецу” создала стиль, подходящий для современной жизни, и продолжает искать новые выразительные средства, используя традиционные материалы. Время и Творчество отражаются в композициях, сочетающих разные виды изобразительного искусства. “Согецу” – это всегда яркая концепция, неожиданное использование привычных материалов, масштабность и динамизм, легкость и поэтичность.

Информация и изображение взяты отсюда

  • Сайт искусствва икебаны
  • Статья “Икебана – традиционное японское иск.
  • Доклад на тему “Икебана”
  • Икебана. Япони в вашем доме
  • Национальные особенности Японии.
    (в том числе и икебана)
  • Фото-работы икебана
  • Советы по созданию икебаны из шелковых цвет.
  • Анатомия Икебаны
  • Японский сад в квартире
  • Мастер-классы по ландшафтной икебане

Комментарии

Ekspert

А Вы заметили, что в Японии о чем бы не шла речь в их культуре (аниме, иероглифы, экибано, боевые исскуства) всегда наполнено таинственностью и чувством того, что ты – творишь, занимаешься творчеством.
Правда здорово? Почему же у нас так не получается.

А Вы заметили, что в Японии о чем бы не шла речь в их культуре (аниме, иероглифы, экибано, боевые исскуства) всегда наполнено таинственностью и чувством того, что ты – творишь, занимаешься творчеством.
Правда здорово? Почему же у нас так не получается.

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Читайте также:  Фикус: описание и особенности ухода

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Мы нашли несколько тематических видео, чтобы показать работы мастеров и учащихся. В интернет ресурсах встречаются призывы заменять живые цветы и растения бумажными изделиями, сделанными своими руками. Оправдывается такой выбор недолговечностью живых растений и несоразмерностью затраченных усилий. Желая предупредить начинающих, отметим, что искусственные цветы не принесут и малой доли эстетического наслаждения. Еще 100 лет назад украшения из искусственных цветов считались признаком крайней бедности или мещанства.


В Японии существует более 3000 школ с небольшими различиями в оформлении. Основа композиций принцип трех геометрических линий. Каждая из школ имеет свою символику.

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Как видите, процесс создания икебаны непростой. Он требует множества душевных сил, знаний. Но с большой вероятностью, один раз попробовав, вы захотите еще и еще, по-настоящему заинтересуетесь этим искусством.

Ссылка на основную публикацию