Стили бонсай

Виды бонсай

Бонсай можно определить как «дерево в горшке». Искусство зародилось еще в 200 г до н. э. в Китае. Спустя несколько столетий жители Страны восходящего солнца довели его до полного совершенства, поэтому техника в наши дни считается истинно японской. Бонсай служит оригинальным и дорогим украшением любого интерьера.

Популярные стили

Долгие годы культивирование карликовых деревьев было распространено в основном среди бедняков, и только в конце XVIII века это искусство стало объектом пристального изучения. Было создано несколько довольно интересных стилей бонсай. Композиции из миниатюрных деревьев весьма популярны в наши дни. Они представляют собой не просто комнатное растение, а миниатюрную копию представителя флоры. Присутствуют деревья с крепкими ветками и мощными стволами, цветы и плоды. Непременной частью рельефа становятся корни, а для большего сходства с лесным ландшафтом используют сфагнум и камни.

Выделяют несколько базовых стилей, в которых выращивают дерево.

Прямостоячий правильный

Это самый распространенный стиль бонсай. Деревце отличается довольно прямым стволом, который постепенно сужается кверху. Корни утолщенные, расходящиеся, а ветки немного наклонены. Вершину обычно оформляют в виде шарообразной либо конической формы. Такой бонсай гармоничнее всего выглядит в овальных горшках. Оформление ствола в данной технике – самое важное. Он визуально делится на 3 части. Нижняя совсем без листьев и веток, чтобы ствол, корневища и текстура коры были хорошо заметны. От средней части ствола отходят ветки.

Две из них уходят в стороны, а третья устремляется в центр создаваемой композиции: такое решение усиливает ощущение перспективы. Эта ветка считается основной, она непременно должна быть с листьями и иметь красивую форму.

Неправильный прямостоячий стиль

Его характерная особенность – изогнутый ствол. Чтобы восприятие композиции было панорамным, крону необходимо повернуть к зрителю. Все остальные элементы: ветки, листья, корни, располагаются так же, как в правильном прямостоящем стиле.

Наклоненное дерево

Обычно в таком случае деревце изгибают и немного наклоняют в каком-то одном направлении. Ветки при этом загибаются в сторону уклона ствола, а его верхняя часть смотрит вперед.

Дерево, согнутое ветром

Само определение дает описание, как именно должна выглядеть ваша композиция. Наклон должен иметь конкретное направление. Та сторона, с которой, по задумке автора, дуют порывы ветра, может не иметь веток.

Если ветка есть, она направлена в одну сторону с остальными ветками.

Каскад и полукаскад

Технику полукаскад нередко называют «дерево на скале». Ствол сначала направлен вверх, а потом неожиданно и резко сгибается вбок. В каскаде его ветки свисают чуть ниже уровня цветочного горшка. Для усиления впечатления такое дерево помещают на край письменного стола либо на другое возвышение. С обратной стороны каскада должны быть хорошо заметны все 3 основные ветви.

Метлообразное дерево

Растение напоминает метелку: у него прямостоячий ствол, а все ветки подняты вверх.

Бунжин

Это элитарный стиль. Отличительная черта бунжин – особый изгиб ствола. Он выглядит элегантно и утонченно, буквально олицетворяя собой все лучшие эстетические традиции Японии.

Листьев немного, но каждый лист имеет четкие очертания, что позволяет оценить его привлекательность.

Многоствольное дерево

Такой бонсай имеет 2 ствола и более, но растут они из одной точки. Подобная композиция может выполняться в разных вариантах за счет переплетения стволов. Крона у них может быть как раздельной, так и единой.

Группа деревьев-микс

Эта техника предполагает выращивание от 2 деревьев в одном горшке до оформления целой рощицы. По сути, здесь воссоздается целый ландшафт, поэтому считается непременным условием применение дополнительных декоративных элементов: камней, папоротников, сфагнума.

Именно они будут придавать общей композиции законченность, концептуальность и колорит.

Бонсай на скалах

Непременный атрибут такой техники – это камни. Как правило, композицию выполняют в форме скалы, которая оплетена корнями, и смотрится она довольно эффектно. У дерева четко оформленный ствол, ветки и крона. Подобные композиции являются натуралистичными.

Особенности видов

В зависимости от размера композиции выделяют 5 типов бонсай.

  • Мамэ. В переводе «крохотный». Сюда относятся растения, величина которых не превышает 20 см. Это карликовые деревца, их часто выращивают в банках.
  • Сехин. Бонсай размером до 25 см.
  • Кифу. Растения среднего размера, выращиваемые высотой от 25 до 40 см.
  • Тюхин. Довольно крупные деревца, их длина достигает 120 см.
  • Дайза. Под этим определением скрываются огромные деревья, к ним относят все бонсаи высотой более 120 см.

В зависимости от количества стволов также выделяют виды.

Одноствольный

Имеет один корень и один ствол. Такой вариант считается наиболее распространенным и служит основной для создания самых разнообразных стилей.

Многоствольный

В этом случае из одного корня произрастает сразу несколько растений. Редко, но встречаются композиции, когда в одном контейнере растут несколько деревьев со своими индивидуальными корнями.

В зависимости от времени цветения различают несколько вариантов.

Вечнозеленые

К этой категории относится большинство растений, они очень эффектно смотрятся в домашнем интерьере, создают вокруг себя атмосферу изящества, изысканности и уюта.

Чаще всего используются хвойные породы.

Цветущие весной

В полной мере раскрывают свою красоту в весеннее время, привнося в дома ощущения света, солнца, тепла и пробуждения природы. Особенно хороши фруктовые деревья.

Цветущие летом

Такие бонсаи радуют своих хозяев обильным цветением в жаркое время, гармонируя с окружающей природой за окном.

Цветущие осенью

В то время, когда на улице происходит увядание красок, в доме царит буйство оттенков и свежесть, вносящие нотку романтики и очарованиия в каждый дом.

Очень эффектно выглядят мини-деревья, у которых листва окрашивается осенью в яркие тона.

Какие растения используют?

При подборе оптимальной для выращивания бонсай культуры нужно иметь в виду, что длина листьев должна быть довольно маленькой, цветки тоже не должны быть слишком большими, поскольку на миниатюрном растении будут смотреться непропорционально. Из хвойных предпочтение стоит отдавать можжевельнику. Данный кустарник считается идеальным для формирования бонсай: он отличается выносливостью, способен принимать любую форму. Однако растет и развивается довольно медленно, поэтому ждать результата вам придется очень долго.

Сосна Роксбурга отличается удлиненными иголками и используется для выращивания ландшафтного бонсай, культивируемого в саду. Однако при желании ее можно обрезать до необходимого размера и создать компактный вариант деревца. Легко подвергаются формированию пихта, ель, а также тис. Из лиственных деревьев более других для выращивания в технике бонсай подходят тутовые: они характеризуются способностью принимать необходимую форму. Кроме того, довольно быстро растут, поэтому уже в течение нескольких лет преобразуются в довольно интересный бонсай.

Особенно стильно смотрятся фикусы, например, бенгальский. Он дает выраженные наземные корни и утолщенный ствол, который за несколько лет принимает колонновидную форму и занимает довольно внушительную площадь. В то же время листва с течением времени начинает уменьшаться. Эти качества позволяют создать правильный с точки зрения техники выращивания бонсай. Камфорный лавр, а также дуб отлично поддаются выращиванию и формированию.

Среди лиственных деревьев стоит отметить несколько разновидностей клена, ольхи, граб, а также березу, плакучую иву, из которых можно вырастить довольно эффектный декоративный бонсай. Хорошо смотрятся в этой технике некоторые сорта абрикоса, персика либо сливы.

Примечательно, что они зацветают до того, как появляются листья, поэтому такой бонсай весной выглядит особенно интересно.

Японскую грушу, яблоню и миндаль тоже можно использовать для создания композиции. В наших климатических условиях подходят многие сорта вишни, а также боярышник. При тщательной стрижке и формировании кроны неплохой бонсай получается из шелковицы и акации.

Среди кустарников для выращивания бонсай чаще всего используют мальпигию – небольшое неприхотливое растение с глянцевыми темными листьями. Стебли мальпигии сильно ветвятся, а мощные корни стелются по земле. Китайский лайм, мурайя и кизильник при правильном формировании кроны тоже могут дать хороший результат. В стиле бонсай довольно эффектно смотрятся вьющиеся растения, например, жимолость и глициния. Их выращивают для создания композиций в стиле «каскад» или «свисающее над скалой дерево». Реже, но можно задействовать бамбук.

Тонкости ухода

За деревом для бонсай нужен особенный уход. Его выращивание сопровождается постоянным ограничением роста, формированием кроны. Растение находится в ограниченной емкости. Поэтому стоит соблюдать некоторые правила.

  • Бонсай следует защищать от сквозняков, а также не стоит ставить горшок с ним возле приборов отопления.
  • Перед посадкой корни обычно подрезают, затем растение высаживают в контейнер, засыпают корни землей и обильно поливают талой или отстоянной водой. После пересадки контейнер следует 2 недели выдержать в затемненном месте на карантине.
  • Полив должен быть умеренным. Его желательно проводить погружным методом. В период активного роста поливы должны быть частыми, а в зимнее время их сокращают.
  • Примерно раз в 2 недели растения требуют удобрений, для каждого вида деревьев они свои. В зимнее время бонсай нуждается в покое, лучше всего поместить его в помещение без отопления, защитив при этом корневую систему.
  • Растение нуждается в ежегодной санитарной и декоративной обрезке кроны. Она позволяет задать необходимое направление росту ветвей и перераспределять энергию с сильных побегов на ослабленные.

О том, что такое и как выращивают бонсай, смотрите в следующем видео


Стили и формы формирования деревьев и кустарников в бонсай.

Любитель выращивания бонсай — это садовод и художник одновременно.

Садовод знает, как растёт дерево, как его можно пересадить, формировать, как надо поливать, чтобы оно существовало так же долго, как в природе.

Художник видит красоту дерева и старается придать ему совершенный вид.

Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книг, но художественное видение, неотъемлемое условие при создании бонсай, должно быть выражено конкретным создателем.

Большую пользу начинающему бонсаисту приносят наблюдения за деревьями, растущими в природе.

Стили бонсай не выдуманы человеком, они подсказаны ему самой природой.

Следовательно, стили, в которых культивируется растение, подразделяются на категории, соответствующие стилям и моделям произрастания растения в естественных условиях.

Деревья для бонсай принято подразделять на десять типов:

  • вечнозелёные, имеющие декоративный эффект в течении четырёх сезонов;
  • наиболее красивые при весеннем цветении;
  • деревья и растения, где главная красота в распускающейся весной нежной листве;
  • цветущие летом;
  • деревья, восхищающие летом своей густой зеленью, несущей прохладу;
  • деревья, плодоносящие весной, летом и осенью;
  • расцветающие осенью;
  • деревья, красота которых в яркой и пышной осенней окраске;
  • деревья, главная особенность которых в своеобразной форме веток или ствола, дающей им наибольшее преимущество зимой, когда сброшена листва;
  • цветущие в зимнее время и вдохновляющие при белом снеге.

После того как бонсаист выбирает тип растения, ему необходимо выбрать стиль выращивания.

Основные стили бонсай.

Теккан — правильный прямостоящий стиль.

Характеризуется прямым конусообразным стволом, толстыми корнями, равномерно направленными в разные стороны, кроной конической или шаровидной формы. Ствол дерева делится на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, благодаря чему ствол, корни и кора видны. Средняя и верхняя часть ствола с ветками, расположенными в разных плоскостях. Ветви к вершине уменьшаются в размере пропорционально. Посадить прямостоящее дерево надо посередине контейнера. Этот стиль подходит почти для любого дерева.

Мойоги — неправильный прямостоящий стиль.

Отличается от прямостоящего тем, что ствол может быть изогнут в любой части. Изгибов ствола может быть много, но они убывают к вершине дерева. Для этого стиля контейнер подходит прямоугольный или овальный, чтобы была возможность посадить дерево асимметрично. Корни растения должны быть видны над поверхностью земли. Крона не должна выходить за рамки контейнера. Растения для этого стиля – сосна, дуб, клён, можжевельники.

Читайте также:  Листовертки: описание и особенности ухода

Фукинагаси — стиль ствол на ветру.

Дерево посажено в контейнере таким образом, что ствол, ветви и корни направлены в одну сторону. Когда смотришь на дерево, создаётся впечатление, что все ветви постоянно обвеваются сильным ветром. Можно использовать сосну, берёзу.

Сякан — наклонный стиль.

Бонсай выращивается с наклонным стволом, неважно, толстым или тонким. Этот стиль отличается от дерева на ветру тем, что ветви растут с обоих сторон дерева. Используются хвойные породы — сосна, туя, можжевельники, секвойя, а также лиственные — клён, берёза, липа, дуб.

Сокан — стиль раздвоенный ствол.

Это два ствола, растущих из одного корня, один ствол зовётся “родитель”, другой “дитя”. “Родитель” должен быть толще и выше. Красота дерева зависит от эстетической сбалансированности в толщине стволов. Деревья с тремя стволами называются “Санкан”, с пятью “Гокан”. Посадка может быть как симметричной, так и асимметричной. Подходят ель, сосна, берёза, секвойя, вяз, можжевельник.

Хокидати — стиль дерево в форме метлы.

Это прямостоящий стиль. Ствол дерева прямой, посадка в контейнер строго по центру. Ветви дерева напоминают форму веера или метёлку, поставленную на ручку. Не все виды деревьев подходят для этого стиля. Используются вяз, дзельква, клён, кипарисовик, а вот берёза, ива, дуб совсем не подходят для этого стиля.

Есуэуэ — стиль роща.

Деревья сажают одного вида, но разные по возрасту, высоте и толщине, имитирующие лесной пейзаж. Обычно используют деревья одного вида, но для усиления впечатления иногда применяют сочетание вечнозелёных и листопадных деревьев. Поскольку три дерева не могут изобразить лесную поляну, то минимальным числом должно быть пять растений. Для этого стиля подойдет контейнер овальной формы.

Бундзинги — стиль писатель или ученый.

Один или несколько стволов с небольшим изгибом ветвей лишь в верхней части, крона негустая. Эта форма является естественной для дерева. Из пород деревьев подходят кедр, сосна.

Кенгай — стиль каскад.

Ствол дерева круто наклонен к горшку. Контейнер для этого стиля должен быть высоким и верхняя часть дерева может спускаться ниже контейнера. Для каскада делают столик—подставку на высоких ножках. Растения подбираются пластичные, которые легко гнутся, такие как азалия, можжевельники, кизильник.

Хан—Кенгай — стиль полукаскад.

Ствол и ветви дерева расположены горизонтально по отношению к контейнеру и могут спускаться до середины высоты контейнера. Можно использовать кизильник, можжевельники, сосну, азалию, плющ.

Неагари — стиль дерево стоящее на корнях или обнажённые корни.

Это корни, выступающие из почвы и придающие стволу необычный вид. Для этого стиля можно взять только те растения, которые образуют воздушные корни, например фикус ретуза, фикус бенгальский, фикус пумеля. Фикусы быстро образуют воздушные корни, которые переплетаются между собой в причудливые формы, придавая дереву особенный колорит.

Икада — стиль плот.

Характерная особенность стиля в том, что дерево сажают горизонтально, обрабатывая ветви так, чтобы они выглядели стволами. Образование из старого ствола и ветвей новых корней возможно при способности растения хорошо укореняться. Для этих целей подходят можжевельник казацкий, бересклет, фикус.

Сэкижежу — стиль дерево на камне.

Дерево своими корнями оплетает камень—скалу, и корни уходят в землю. В контейнере камень может быть заглублён в землю. К посадке растений на скале надо подходить творчески, в созвучии с природой, склонной к асимметрии. Никогда нельзя размещать ствол в центре поверхности скалы и стремиться, чтобы корни равномерно её оплетали. Два корня, направленные почти параллельно и прочно цепляющиеся за выступы, создадут тот эффект, который от дерева требуется. Для этого стиля подойдут сосна, клен, гинкго, можжевельники, фикусы, кедры.

Таримики — стиль дерево без коры.

Ствол лишён коры, по типу мёртвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния и часть его обгорела, но другая часть остаётся живой. Этот стиль достаточно сложен, нужно искусственно умертвить любую часть дерева так, чтобы это было, во—первых, красиво, во—вторых, чтобы эта операция не привела к гибели всего растения.

Банкой — стиль закрученный ствол.

Ствол закручивается в тугой узел у основания. Для этого стиля подойдет фикус или гинкго. Деревья берутся молодые, чтобы при изгибе ствол не сломался. При дальнейшем росте растения части ствола, завязанные в узел, будут утолщаться и со временем срастутся в красивое утолщение.

Кабудати — стиль с несколькими стволами.

Множество стволов растут от одного основания, обычно от пня. Для этого стиля надо брать растение, которое быстро возобновляется прикорневой порослью в случае гибели основного ствола. Наиболее подходящими являются вяз, граб. Из тропических и субтропических растений – кармона, серисса, мальпигия.

Сожу — стиль с двумя стволами.

Стиль, образованный двумя стволами. Этот стиль прост в изготовлении. Необходимо взять деревья одного вида, но разного размера и посадить их в достаточной близости друг от друга. Для этого стиля используются все виды растений, из которых формируется бонсай.

Возможно также и смешение стилей — среди посаженной рощи может быть дерево в стиле Таримики.

Самое главное — не забывать, что вид бонсай должен быть естественным, как в природе.

КАК СОЗДАВАТЬ и ПОНИМАТЬ БОНСАЙ. Часть 2.1 (классические стили)

Сегодня уже мало кого удивит растущее в контейнере карликовое деревцо. Бонсай стал популярным украшением интерьера различных учреждений и обосновался во многих жилищах. Зачастую эти экземпляры являются выращенными ускоренными методами для массовой продажи так называемыми «голландскими пеньками».

Но даже такой преходящий модный тренд способствует повышению интереса к созданию миниатюр. Как правило, представителей западной цивилизации интересуют нюансы техники формирования бонсай, а не духовные аспекты. Основополагающим моментом в этом случае является выбор стиля для выращиваемого деревца.

Методы и приемы миниатюризации способны сделать карликовыми обыкновенные деревья. Но не каждое из них станет настоящим бонсай. Для этого растение должно отвечать определенным канонам. Их целью является создание впечатления многолетнего преодоления деревцом трудностей произрастания в неблагоприятных природных условиях. Чем естественней при этом выглядит растение, тем выше искусство мастера.

Большинство устоявшихся в странах Восточной и Юго-Восточной Азии школ формирования растительных миниатюр имеют своды определенных правил. По большей части они не очерчивают строгих границ, позволяя в полной мере проявляться творческой фантазии.

Композиции китайских или вьетнамских мастеров нередко дополняются разнообразными декоративными элементами: глиняными фигурками людей, птиц и животных, домиками, статуэтками Будды и т.д.

Однако получивший наибольшее распространение японский бонсай отличается довольно строго регламентированными канонами. Переняв от китайцев методику и терминологию, японцы разработали четкие правила формирования идеальной миниатюры.

Они объединяют совокупность основных параметров, которые касаются не только самого растения (формы ствола и кроны, соотношения отдельных частей и т.д.), но также регламентируют размер и пропорции контейнера, подбор столика, приемы экспонирования и т.д.

Подобная требовательность к частностям приводит к тому, что гениальные творения рождаются в том случае, если мастер отклоняется от установленных норм. Но это удел немногих виртуозов.

А начинающим бонсаистам следует детально изучать и по возможности придерживаться существующих правил, поскольку они совершенствовались веками, чтобы позволить каждому вырастить достойную миниатюру.

Подражание природе породило множество стилей и подстилей (категорий) японского бонсай. И каждый создает свой характерный образ растительной миниатюры. Приблизительно десяток из них является базовым и составляет основу всех остальных вариаций. При этом один и тот же экземпляр может одновременно удовлетворять требования нескольких стилей.

Большинство разработано для одиноко растущих деревцев от крошечных высотой около 2 см до больших образцов ростом свыше метра. Также есть варианты создания групп или небольших рощиц. Следование в меру возможностей выбранному стилю позволит избежать большинства ошибок и быстрее добиться успеха.

Тёккан/Чоккан (Chokkan, 直幹) – формальный (классический) прямостоящий или мачтовый стиль. Имитирует дерево, растущее в благоприятном микроклимате на открытом пространстве вне конкуренции сородичей.

Достаток солнечного света, влаги и плодородная почва способствуют гармоничному равномерному развитию растения. Поэтому такой бонсай характеризуется соразмерностью отдельных частей, создающих пропорциональную композицию.

Ствол у такого растения должен быть прямым, сужающимся равномерно к вершине. Его нижняя треть полностью свободна от веток, что позволяет любоваться корой и растущими симметрично мощными корнями. Крона также суживается с высотой, образуя пирамидальную по очертаниям фигуру с шарообразной или остроконечной верхушкой.

Ветви от ствола отходят горизонтально и равномерно во всех направлениях, только нижние могут немного нагибаться к земле.

Располагаться в соседних ярусах они должны в шахматном порядке не перекрываясь, чтобы обеспечивать беспрепятственный доступ света и воздуха. С высотой ветки сгущаются, утончаются, укорачиваются и обильнее покрываются листвой.

Как расположенный вверх вершинной треугольник создает впечатление устойчивости, так и растительная миниатюра в стиле тёккан должна выглядеть незыблемой и массивной. Композицию завершает соразмерный круглый, овальный или прямоугольной формы контейнер.

Стиль оптимален для ели, кедра, лиственницы, японского кипариса, криптомерии, дзельквы, можжевельника, гинкго, бука, вяза, сливы, апельсинового дерева, липы, индийского финика.

Моёги/Мойоги (Moyogi, 模様木) – неформальный (вольный) прямостоящий стиль. В естественной среде деревья с изогнутым стволом встречаются практически повсеместно. Поэтому появление подобного образа для бонсай совсем неудивительно.

По количеству воплощений в миниатюре он является наиболее распространенным – если у мастера при выборе стиля возникают сомнения, то результатом обычно становится моёги.

Основной отличительной чертой подобного бонсай является волнообразно изгибающийся прямостоящий ствол. Причем по направлению к вершине его диаметр и амплитуда изгибов уменьшаются. Для уравновешивания композиции верхушка располагается на одной вертикальной линии с основанием растения.

Нижний изгиб такого конического ствола должен быть отчетливо выражен. Желательно чтобы у основания деревцо было с небольшим наклоном, который плавно переходит в сформированный изгиб.

А выступающие над почвой корни хорошо просматривались с противоположной наклону стороны. В этом случае миниатюра смотрится более эффектно. Бонсай выглядит не так зрелищно, когда ствол сначала вертикален, а затем на некоторой высоте начинает искривляться.

Так как моёги это несколько видоизмененный стиль тёккан, то формирование кроны осуществляется согласно тех же принципов. При этом располагаемая на уровне 1/3 высоты дерева первая ветка направляется в сторону изгиба. Крона не должна выдаваться за пределы вытянутой формы контейнера (овального, прямоугольного, с закругленными краями).

Может применяться практически для любого вида деревьев, но чаще всего для дуба (черешчатого, каменного, скального, пробкового), сосны (белой, обыкновенной, сибирской), кедра, кипарисовика, можжевельника, клена, бука, вяза, ясеня, фикусов, апельсинового дерева, сливы, айвы японской.

Сякан/Шакан (Shakan, 斜幹) – наклонный или склоненный стиль. Символизирует дерево, которое всеми силами сопротивляется неблагоприятной окружающей среде.

Толи сильный порыв ветра едва не выкорчевал растение, толи оно энергично тянется к свету из-под полога густой тени. Главное, что деревцо не сдается, демонстрируя несгибаемую волю к жизни.

Прямой или искривленный в небольшой степени ствол такого бонсай отклоняется в одну сторону как минимум на 30° от вертикали. Оптимальным считается наклон на 30°-45° (то есть 60°-45° от плоскости контейнера). Корни с внешней по отношению наклона стороны ствола должны выступать из грунта и выглядеть мощными, надежно удерживающими растение от падения.

Поскольку сякан считается вариацией мачтового стиля, то при формировании кроны рекомендуется придерживаться описанных ранее принципов. При этом самая нижняя ветка располагается от земли на расстоянии 1/4 или 1/3 высоты растения и направлена в противовес наклону ствола для уравновешивания композиции.

Верхушка тянется вверх или немного наклонена вперед. Также бонсай будет выглядеть гармоничнее если ветви слегка опущены вниз и с внутренней стороны наклона чуть короче чем с внешней.

Читайте также:  Сальвия: описание и особенности ухода

Основная часть миниатюры должна располагаться над поверхностью неглубокого прямоугольного или вытянутого овального контейнера.

Подходит такой стиль для большинства как лиственных (липа, клен, дуб, яблоня, береза, айва японская, глициния, боярышник обыкновенный, пираканта, оливковое дерево, сагереция, портулакария афра и т.д.), так и хвойных (сосна, секвойя, кедр, можжевельник туя и т.д.) растений.

Хокидати/Хокидачи (Hokidachi, 箒立ち) – прямостоящий стиль с метлоподобной кроной. В природе подобную форму имеют растущие в благоприятных условиях деревья с широкой раскидистой кроной. Это один из базовых стилей бонсай, который наряду с моёги считается наиболее доступным для начинающих.

Свободный от веток прямой вертикальный ствол составляет треть высоты растения. Он не должен выглядеть ни слишком длинным, ни коротким. Корни расходятся от ствола горизонтально и равномерно во все стороны. Сажается деревцо в центре контейнера.

Главной отличительной чертой такого бонсай является крона. Ее основные ветви расходятся с одной верхней точки ствола. Она должна быть симметричной, густой и однородной с шаровидной верхушкой.

В продольном сечении крона напоминает раскрытый веер, а само деревцо – аккуратную метелку, воткнутую ручкой в почву. Пропорциональное соотношение высоты кроны и ствола составляет 2 к 1.

При этом фрактальная форма не пересекающихся равномерно распределенных по объему веточек образует филигранную 3D-фигуру, которая делает бонсай в стиле хокидати эффектным даже в отсутствие листвы.

Хороши для этого стиля обладающие тонкими ветвями лиственные растения: липа, дзельква, ясень, вяз, клен, граб, азалия, слива а также апельсиновое, земляничное и гранатовое деревья. И совсем не подходят ива или береза.

В следующей части будут рассмотрены более сложные стили, позволяющие формировать не менее неординарные своеобразные одиночные растительные композиции.

Стили бонсай : фото, описание форм и их классификация

Прямостоящая форма (Теккан)

Ввиду своих максимально простых и четко очерченных линий данная форма является первостепенной и важной для каждого без исключения ценителя бонсай, особенно если он начинающий. Она охарактеризовывается прямолинейным стволом конусной формы, толстой корневой системой, распространенной органично в каждую из сторон. Нижняя часть ствола примерно 30% от земли не содержит ветвей, их размер уменьшается к вершине. Данное стилевое решение допустимо для всех деревьев, встречаемых в природе. Большинство иных сложных стилей разработаны на основе именно этого форм фактора.

Деревья, взращенных в стиле «Теккан» выделяются следующими признаками:

  1. конусный прямолинейный ствол, сужающийся к вершине;
  2. массивные корни;
  3. широкие ветви, прогнувшиеся к плоскости земли;
  4. верхушка имеет конический форм-фактор.

Ствол бонсай стилевого решения тёккан разделен на 3 равномерные части.
На нижней части ветви отсутствуют полностью, ввиду чего можно наблюдать кору, ствол и корни, приближенные к поверхности.

Примерно в середине нашли свое место 3 основные ветви. Первая из которых произрастает вправо, в свою очередь вторая — влево, третья направлена на взор смотрящего. Именно данная ветвь №3, придает бонсю эффект глубиности пространства. Эта ветвь обязана быть максимально разветвленной. Ветви, находящиеся по бокам — развернуты в сторону смотрящего, но при этом контур самого ствола из виду не пропадает. Они произрастают в горизонтальной плоскости.
Стволовая часть расположенная выше занята последующими 3-мя менее пушистыми ветвями, поднимающимися вверх и создающими крону из листьев дерева.
Ветки бонсай симметрией отличаться не должны, верхние ветки согласно стилю, короче нижних и менее массивные. Ствол обязан иметь сбежистую форму, говоря проще у основания он толстый на вершине узкий. Органичный стиль теккан подходит для большинства пород хвойной породы (ель, сосна).

Сякан – склоненный ствол

Стилевое оформление, весьма распространенное в бонсай. Дерево взращивается с склоненным стволом, при этом он может быть толстым, также встречаются и узкие стволы, ветви произрастают в 2 стороны. Если позволяет ситуация корни обязаны остаться на виду, чтобы у смотрящего формировалось понимание, будто ствол выворочено из почвы порывом ветра. В данном стилевом решении можно взращивать деревья в независимости от вида.
Нижняя ветвь в данном примере произрастет в сторону к общему стволовому уклону.

Все ветви выгнуты, верхушка склонена по направлению вперед. Бонсай высаживают в продолговатую емкость, чтобы древесная масса размещалась над 50% высоты контейнера. Если емкость круглая — растение сажают в центре.


С одного бока корни поверхностного расположения развиты, что создает впечатление прочности, а с другой, корни скрыты в глубине земли.
В природной среде такого рода растения можно повстречать на участках, на которые редко проникает солнечный свет.

Кенгай — каскад

Форм-фактор деревьев, растущих каскадом в природе можно повстречать на всевозможных обрывах. Такие деревья в естественной среде глубоко укорены в горные породы и растут по направлению к плоскости земли, свисая со скал. Ствол такового дерева чрезмерно склонен к емкости в которой произрастает бонсай. Емкость обязана быть высокой, верх дерева опускается даже ниже самого контейнера. Для воплощения данного стилевого замысла подбирают растения пластичные от природы, например, можжевельник.

Крона располагается ниже верхней грани емкости. Это трудоемкий для воплощения стиль, так как все растения в независимости от вида стремится наверх. Иногда вместо ствола каскадом склоняется одна из ветвей.
Для посадки бонсая «каскад» берут глубокие емкости. Стиль «каскад» неплохо совместим с соснами, пиракантами. Не совместим с деревьями с толстыми, не гибкими стволами.

Банкан

В данном стилевом решении ствол скручивается в узел в низу ствольной стрелы. Для данного стиля прекрасно подойдет фикус. Формирование следует начать до начала становления кроны, чтобы сам ствол не преломился. При последующем росте часть ствола, завязанная в узел, утащиться и с течением времени совместятся.

Стиль Банкан является своего рода подстиль моёги (прямой но неравномерно растущий ствол).
Сама структура ствола изгибается от времени и носит наименование банкан, что в переводе означает «кольца змеи».
Все порядки, касающиеся формирования ветвей и прочих пропорций сопоставимы с принципами, применяемыми в тёккан.

Полукаскад —производное стилевое решение от кенгай. В природной среде деревья, сформированные полу каскадом встречаются вдоль речных берегов.

Полукаскадная крона припускается ниже грани емкости, в которой высажено деревце. В стиле хан-кенгай оно произрастает практически горизонтально, деревце вытягивается прямо вверх, после чего склоняется в определённую автором сторону причем довольно резко. Три основополагающие ветви имеют существенные различия, если вы на бонсай смотрите с оборотной грани каскада.
Чтобы взрастить деревце-бонсай согласно данному стилю вам необходима емкость довольно внушительных размеров, он в конце концов подчеркивает характерные аспекты данного стилевого решения. Для того чтобы конструктив предавал устойчивости композиции, относительно небольшую часть верхушки перенаправляют в противоположную сторону от ствола.


«Полукаскад» отлично подходит для взращивания всех видов деревьев, за исключением массивных, и практически не гнущихся.

Стиль Бундзинги

Очень нехарактерный стиль с часто встречающимися оборотами и несколько склоненный к земной плоскости. В качестве основы формирования исходного материала, применяют деревья с густыми ветвями, нижнюю часть ствола которых освобождают от веток. Основополагающее условие — верхушка молодого побега произрастает на старом древесном стволе. Данная форма является для дерева природно-естественной. Для взращивания бонсая такого форм-фактора подойдет кедр.

Элитарный стиль — обособленный тип рисования, который используют художники родом из Японии, рисуя на холстах деревья, которых в естественной среде не встретить.

Нехарактерные стандартным канонам формы деревьев, выполненных в данном стиле распространяли представители течения «Южная Сун», в этой связи эта школа стала иметь наименование «живопись ученых». В XVIII в представители течении заинтересовались бонсай. Ввиду чего для деревьев данной школы характерны весьма необычные типа размеры стволов с относительно малым числом ветвей.

[note]Стилевая особенность — изогнутый ствол, с отсутствием даже небольших веток. Крона находит себе место исключительно в верху. Изюминка данного стилевого решения — его неповторимость. Вид дерева напрямую зависит от фантазии художника бонсаиста.[/note]

Бунжин-стиль не располагает сводом четких и неоспоримых правил, плюс ко всему, акцент автор формирует на высоком, но при этом весьма тонком и значительно скривленном древесном стволе. Для бонсай этой стилевой композиции потребуется емкость специфического форм-фактора: круглый, с гранями, которые находятся вверху.
В природе искривлённые деревья повстречать не так просто, когда ввиду того, что света очень и очень мало у них отмирают все ветки внизу, а ствол хилеет и гнется. Литературное стилевое решение подходит для воплощения бонсая через сосны.

Стиль Хокидати

Это еще один стиль в котором деревья выращиваются согласно природному принципу – прямостоящими. Деревья по типажу походят на обычный веер, установленный на своего рода постамент. Ветви, как равно и корни расходятся по всем сторонам света. Если наблюдать дерево в состоянии, когда листва отсутствует, крона металлообразного бонсай выглядят весьма изящно, напоминая отточенный графический рисунок. За основу воплощения такого деревца подойдет клен или вяз. Не советуем применять такую породу как береза.

Ствол устремлен в вертикальной плоскости, но при этом не сильно, и все имеющиеся на кроне ветви выходят из одного места. Крона плотная имеет сферический форм-фактор чем то отдаленно напоминают метлу. Ввиду наличия многочисленных веток относительно небольшой величины деревце располагает весьма эффектным образом, даже в то время когда на нем отсутствует листва.
Хокидати-стиль приемлем деревьев лиственных пород , дзельква и граб придутся очень кстати.
Сабамики — оголенная площадь ствола с малым количеством лист. Ствол с трещинами.

Сяримики

Ствол окорён по типу отмирающего с течением лет дуба. В природной среде можно лицезреть подобное дерево, если в него совсем недавно попал молниевый заряд, ввиду чего оно частично обгорело, при этом другой сегмент остается живым. Данное стилевое решение весьма непросто в воплощении, нужно каким-то не естественным образом частично умертвить дерево, таким образом, чтобы оно продолжало радовать глаз. Для воплощения стиля подойдут любые породы деревьев, имеющие класс долгожителей (дуб).
Сярими прекрасно совместим с можжевельником, так как у данной древесной породы произрастающей на склонах, огромные части ствола находятся под атакой солнечных лучей, ввиду чего являются отбеленными.
Сегменты мертвого дерева в культуре бонсай имеют серьезное значение и являются своего рода главным аспектом композиции. Омертвевшие стволовые участки в культуре именуют «сяри», а не живые и безлиственные ветки — «джины». Данные структуры воссоздаются искусственным образом путем отрезания сегментов коры и отбеливания их составами на основе химических реагентов. В той области ствола, где кора срезана, сокодвижение не происходит. Следует помнить, что оставшиеся части дерева будет жить за счет живых областей.

Стили бонсай

Стили, лежащие в основе классификации бонсай, напоминают различные формы деревьев в природе. Эти стили могут трансформироваться в процессе индивидуального творческого осмысления, т.е. деревья не должны обязательно соответствовать какой-либо конкретной форме.

Тем не менее, важность этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат в качестве ориентира для успешного формирования бонсай.

Веерный стиль или метла (хокидати)

Веерный стиль подходит для лиственных деревьев с длинным и тонким ветвлением. Ствол – прямой и вертикальный, однако он не доходит до верхушки дерева, так как разветвляется в разные стороны в точке, находящейся на расстоянии около 1/3 от общей высоты дерева. Ветви и листья образуют густую шарообразную крону, которая и в зимнее время поражает воображение.

Формальный вертикальный стиль (тёккан)

Формальный вертикальный стиль весьма распространен в бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева в этом стиле должен обладать хорошей сбежистостью, т.е. постепенно сужаться от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около 1/4 от общей высоты ствола.

Читайте также:  Георгин: описание и особенности ухода

Неформальный вертикальный стиль (мойоги)

Неформальный вертикальный стиль распространен как в природе, так и в искусстве бонсай. Ствол растет в целом вертикально, но имеет форму, напоминающую английскую букву «S», а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т.е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.

Наклонный стиль бонсай (сяккан)

Если ветра дуют преимущественно в одном направлении, или дерево растет в тени, оно вынуждено сгибаться в сторону солнца и наклоняться в определенном направлении. В бонсай дерево в наклонном стиле должно расти под углом около 60 – 80 градусов по отношению к поверхности грунта. Со стороны, противоположной наклону, корни должны быть мощные, чтобы удерживать дерево. На другой стороне корни не так хорошо развиты. Первая ветвь, как правило, растет на стороне, противоположной наклону, чтобы обеспечить визуальную сбалансированность композиции. Ствол может быть слегка изогнутыми или совершенно прямым, но при этом более толстым у основания, чем в верхней части дерева.

Каскадный стиль (кенгай)

Дерево, растущее в природе на крутом обрыве, может согнуться под воздействием тяжести снега, упавших камней или других факторов. В бонсай сохранять такое направление роста дерева может быть непросто, поскольку это противоречит естественному стремлению дерева расти вертикально вверх. Каскадный бонсай сажают в высокие горшки. Основание дерева может быть относительно вертикальным, но потом ствол загибается вниз. Макушка дерева, как правило, находится выше края горшка, а остальные ветки чередуются справа и слева на внешних изгибах зигзагообразного каскадного ствола. Ветки расположены горизонтально, чтобы обеспечивать визуальную сбалансированность композиции.

Полукаскадный стиль (хан кенгай)

Полукаскадный стиль, как и каскадный, встречается в природе на скалах берегах водёмов. Нижняя часть ствола растет вертикально, а затем наклоняется вниз и в сторону. В отличие от каскадного стиля, в этом случае каскад оканчивается не ниже дна горшка. Макушка самого дерева, как правило, возвышается над верхним краем горшка.

Литературный (богемный) стиль (бунзинги)

В природе такой стиль дерева можно найти в местах, где деревья растут так густо, а конкуренция между ними настолько ожесточенная, что дерево выживет, только если вырастет выше других. Ствол — вертикальный, но несколько кривой, и полностью без веток, так как только верхушка дерева освещается солнцем. Для визуального состаривания дерева некоторые ветви «заджиниваются» (искусственно умертвляются). Если кора удаляется с одной стороны ствола – это называется «сяри». Эти приемы призваны продемонстрировать борьбу дерева за выживание. Бонсай в этом стиле часто сажают в маленькие круглые горшки.

Стиль дерево, согнутое ветром (фукинагаси)

Этот стиль также ярко демонстрирует деревья, которые борются за выживание. Ветви, а также ствол растут по направлению доминирующих ветров. Ветви могут расти по всей окружности ствола, но в конечном итоге сгибаются в одну сторону.

Стиль двойной ствол (сёкан)

Двойной ствол распространен в природе, но на самом деле не так часто встречается в искусстве бонсай. Обычно оба ствола растут из одной корневой системы, но возможен вариант, когда маленький ствол растет из большого ствола чуть выше основания. Два ствола отличаются толщиной и длиной, более толстый и взрослый растет почти вертикально, а меньший – немного наклонно. При этом они образуют единую крону.

Многоствольный стиль (кабудати)

По сути многоствольный стиль аналогичен двухствольному, но с 3 или более стволами. Все они растут из одной корневой системы. Стволы образуют единую крону, при этом самый толстый из них является самым высоким.

Стиль роща или групповая посадка (йосе-уэ)

Стиль роща похож на многоствольный, но разница в том, что роща состоит из нескольких отдельных деревьев. Наиболее развитые деревья высаживают в середине большого мелкого поддона. По бокам сажается несколько небольших деревьев, которые все вместе образуют единую крону. Деревья высаживают не по прямой, а в произвольном порядке, чтобы роща выглядела реалистично и естественно.

Стиль корни на скале (секийою)

В каменистой местности деревья вынуждены искать своими корнями богатую питательными веществами почву, которая иногда скапливается в трещинах и углублениях. Пока корни не попали в землю, они защищают себя от солнца, покрываясь грубой корой. В случае бонсай, корни растут, оплетая камень, а затем погружаются в грунт в горшке, поэтому уход за таким деревом на самом деле не отличается от ухода за деревом в любом другом стиле бонсай. Для этого стиля подходят, в частности, можжевельники и фикусы.

Дерево на камне (исицуки)

У деревьев, сформированных в этом стиле, корни растут в трещинах и полостях камня. Это означает, что у них ограниченные возможности для роста и получения питательных веществ. Деревья, растущие в камне, никогда не выглядят действительно здоровыми, что дополнительно демонстрирует сложности их борьбы за выживание. Их необходимо часто поливать и удобрять, поскольку у них мало места для хранения влаги и питательных веществ. Камень, в котором растет такой бонсай, часто помещают в мелкий поддон, который иногда заполняется водой или засыпается мелким гравием.

Стиль упавшее дерево (икадабуки)

Иногда упавшее дерево может выжить, а его ветки начинают расти вверх. Старая корневая система может обеспечивать эти ветви достаточными для выживания питательными веществами. Через некоторое время у них начинают расти новые корни, в конце концов замещающие старую корневую систему. Бывшие ветки, растущие теперь вертикально, превращаются в новые стволы уже со своим собственным густым ветвлением, что происходит за счёт улучшенного питания благодаря новым корням. Эти стволы образуют единую крону.

Стиль мертвая древесина (сяримики)

По прошествии времени, в результате воздействия суровых погодных условий на стволах некоторых деревьев образуются лысые участки без коры. Обычно они начинаются у основания ствола на уровне грунта, и становятся все более тонкими выше по стволу. Интенсивный солнечный свет отбеливает их, создавая весьма живописные элементы дерева. В бонсай для искусственного создания такого эффекта кора снимается острым ножом, а обнаженная древесина после высыхания отбеливается сернистой известью.

Стили бонсай (24 фото)

В прошлой статье мы познакомились с искусством бонсай и рассмотрели историю его возникновения. А сегодня речь пойдет о стилях бонсай, которых насчитывается более 30-ти. Среди этого богатого разнообразия можно выделить традиционные стили, ориентирующиеся на внешний вид различных деревьев, произрастающих в естественных условиях.

Тёккан – формальный вертикальный стиль, характеризующийся прямым стволом, широким у основания и зауженным ближе к вершине. Классический бонсай подходит практически для всех типов и видов деревьев. Символизирует гордое одиночество и несгибаемую жизненную силу.

Моёги – свободная вертикальная форма, пользующаяся большой популярностью у бонсаистов, так как не ограничена какими-либо канонами расположения веток и формы ствола. Единственное правило – верхушка всегда должна находиться на одной линии перпендикулярно земле. Обычно имеет S-образную форму, где на каждом изгибе ствол разветвляется. Стиль символизирует свободу, утонченность простоты и сопротивление обстоятельствам.

Сякан – наклонный стиль, иллюстрирующий деревья, которые растут под углом к земле. Прекрасно подойдет для большого количества видов. Символизирует сопротивление ветру или стремление растущего в тени растения тянуться к солнцу.

Сокан (“раздвоенный ствол”) – стиль, отображающий распространенный в естественных условиях случай, когда из одного корня вырастает два ствола, один из которых гораздо мощнее другого. В искусстве бонсай данный эффект можно создать, сформировав второй ствол из нижней ветки. Само дерево может быть строго прямостоячим или же немного наклоненным. Подходит для всех пород. Стиль, который также называют «близнецы», или «отец и сын», символизирует постоянство традиций и преемственность поколений.

Кэнгай – каскадный стиль, согласно которому дерево, растущее в природе на крутом обрыве вынуждено подстраиваться под определенные обстоятельства (падающие камни, тяжесть снега или собственная тяжесть), чтобы выжить. Для данного стиля лучше всего подойдут деревья с хорошо гнущимися стволами: сосна, можжевельник, пираканта и кизильник. Символизирует пластичность дерева в сложных условиях.

Хан-кэнгай – полукаскадный стиль, встречающийся в природе у деревьев, растущих по берегам рек и на болотах, где их ветви почти касаются воды. Из-за такой близости с водоемом ствол и ветки дерева растут не вниз, а в более горизонтальном направлении. В бонсай они не должны опускаться ниже середины высоты горшка, а верхушка опускаться ниже уровня почвы.

Бундзинги – литературный стиль, или форма «японских литер». Представляет собой один самых сложных и старейших стилей, которому свойственен длинный и стройный изогнутый ствол, полное отсутствие нижних веток и расположенная только на вершине крона. Своим видом форма дерева напоминает каллиграфический знак. В японской традиции является символом воздушности и возвышенности. Подходит для большинства широколиственных и хвойных деревьев.

Фукинагаси (“согнутый ветром”) – сложный в исполнении стиль, широко распространенный как в бонсай, так и в природе. Форма представляет собой наклоненный ствол, с направленными в сторону наклона ветками. Можно использовать практически все виды. Символизирует растущее на морском побережье дерево, где оно вынуждено постоянно сопротивляться дующим с моря ветрам.

Ёсе-уэ – лесной стиль, символизирующий связь поколений. Изображает лесную композицию, составленную из множества рядом стоящих самостоятельных стволов различной высоты, толщины и возраста в одной плошке. Именно момент разнокалиберности придает лесному ландшафту особое очарование. Как правило, в емкости произрастает нечетное количество деревьев одного вида, расстояние между которыми ни в коем случае не должно быть одинаковым.

Хокидати – метлообразный стиль, основной принцип которого заключается в строго вертикальном стволе с ветвями, обязательно расходящимися из одной точки. Расположенные вокруг него ветки должны образовывать плотную сферу, напоминающую веер, зонтик или старинную метелку. Идеально подойдет для широколиственных деревьев, обрамленных тонкими ветвями (вяз, дзельква, граб). Данный стиль символизирует постоянство и спокойствие.

Сёкидзедзю (“обнаженные корни на камне”) – стиль “дерево на камне”, представляющий собой наскальную форму бонсай. В естественных условиях растущие в каменистой местности деревья вынуждены искать питательную почву, проникая корнями в расщелины и трещины. Так, “выныривая” из грунта, корни охватывают небольшой камень в горшке и уходят в землю. Стиль символизирует желание жить и приспособляемость в сложных условиях.

Исидзуки (“растущий на камне”) – один из самых эффектных и сложных стилей бонсай: небольшое дерево растет в расщелинах небольшого камня, изображающего остров или скалу, с не достигающими земли корнями. Подойдет для многих видов (цветущая айва, клен, сосна, рододендрон). Символизирует вездесущность и неистребимость жизни.

Кабудати – многоствольный стиль, в котором из одной корневой системы растут три, пять и более стволов, формирующих единую крону. Символизирует преемственность поколений.

Икадабуки – плотообразный стиль, в котором имитируется дерево, упавшее в болото. Из своеобразного плота, представленного лежащим на земле стволом, вверх растут многочисленные ветки, позже превращающиеся в стволы новых деревьев. Символизирует высокую приспособляемость и способность развиваться в сложных условиях.

Шаримики (“мертвая древесина”) – стиль “лишенное коры дерево”, заключающийся в искусственном старении путем снятия коры со значительной части ствола и последующего его отбеливания. Участки мертвый древесины в бонсай очень важны и должны находиться на видном месте. Идеально подходит для можжевельника. Символизирует красоту старения.

Настоящих художник, создающий бонсай, всегда черпает свое вдохновение в природе, производя на свет гармонию, при этом стараясь выразить собственное ощущение и видение эстетики живого. В любой случае дерево должно излучать естественность, словно оно никогда не подвергалось вмешательству рук человека.

Ссылка на основную публикацию